brahman_50 (brahman_50) wrote,
brahman_50
brahman_50

  • Mood:

О баптистах в России

Крещение ЕХБ Москва, 2010.jpg
В предыдущей заметке мы разбирали истоки возникновения анабаптизма и меннонитов во времена европейской Реформации.
Мы  увидели, что основы вероучения современных баптистов имеют корни в доктринах этих первых протестантских общин.

Попробуем  разобраться в том, как баптизм проник в нашу страну и что он представляет сегодня.
В конце XVIII века Екатерина II пригласила немецких колонистов  для того, чтобы заселить земли  в Новороссии, освобожденные после русско-турецких войн.

На приглашение откликнулись меннониты и лютеране из Пруссии и Данцига.  Они получили от русского правительства ряд льгот и привилегий: освобождение на 10 лет от всех податей,  освобождение от военной службы, финансовую и материальную помощь, свободу вероисповедания и принимали подданство без присяги.

Общины немецких колонистов появились в Таврической ( Крым ), Херсонской, Киевской, Екатеринославская ( Днепропетровск), Бессарабской губерниях, а также на Кубани, Дону и Закавказье и позднее в конце XIX  века в  Поволжье.

Через сто лет после начала заселения Новороссии в 1890 году на юге России было 993 колонии и проживало 610145 колонистов.
Колонистам был запрещен прозелетизм среди местного населения.

Однако, религиозного влияния на местное население всё же избежать не удалось.

В 1818 году были переведены на русский язык и позднее изданы массовым тиражом все четыре Евангелия. Постепенно росло и число грамотных крестьян.
Под влиянием немецких колонистов возникло движение штунистов.

Среди немецких  колонистов появились проповедники штундизма. Которые оставаясь членами лютеранской церкви, собирались в домах верующих на специальные занятия, чтобы  читать Библию и проводить совместные молитвы в заранее назначенный час, который назывался шту́нда ( от нем. Stunde — час, для чтения и толкования Библии ). На эти занятия приглашали и русских крестьян, работавших на колонистов.

Первые обращенные в новую веру крестьяне появились в Одесском уезде Херсонской губернии в 1852 году. Изначально последователи штундизма из числа украинцев и русских не стремились к разрыву отношений с православной церковью, продолжая посещать православные церковные богослужения, а для крещения детей, совершения браков и погребения умерших обращаясь к православным священникам.

В 1867 г баптисты крестили в свою веру молокан и создали закавказскую общину баптистов.

Основные положения вероучения баптистов:

 Баптисты верят в Святую Троицу, Отца, Сына и Духа Святого, в Иисуса Христа – Бога сына, соединившего божественное и человеческое естество, но без греха, который стал жертвой за грех мира. Святой Дух, посланный в День Пятидесятницы для свидетельства о Христе  и создания Церкви, ведет человека к покаянию и возрождению. Он вселяется в покаявшегося, обратившегося к Богу и наделяет его благодатным даром для служения в церкви.
Человек, сотворенный по образу Бога, совершил первородный грех и стал творить зло. Грех перешел на всех потомков Адама. Всех ожидает Божья кара за грех – Смерть.  Но Бог не желает гибели Человека. Он послал своего Сына, который своей кровью на кресте совершил искупительную жертву и теперь спасение дано всем людям. Для спасения необходима вера. Чтобы уверовать в Христа, человек должен покаяться, пережить возрождение и принять водное крещение, которым заключает завет с Господом. Местная церковь ( община ) состоит из крещенных по вере.

Собрания штундистов состояли из совместного чтения и последующего обсуждения Библии Синодального перевода, молитвы и хорового пения духовных песен. Члены общины большое внимание уделялось практическому применению принципов христианской морали в жизни и даже противники штундизма в лице православного духовенства и представителей властных структур признавалась высокая нравственность большинства последователей этого движения.

Тем не менее, проблема была в том, что новообращенные критиковали православную Церковь и образ жизни своих православных соседей, как неевангельский и называли их идолопоклонниками.  Возникала угроза раскола.

К 1870 году русско-украинский штундизм оформился в самостоятельное течение и к началу 1880-х годов они приняли баптистское вероучение.
 В мае 1883 г. было обнародовано «Мнение Государственного совета о даровании раскольникам всех вероисповеданий права богослужения», которое разрешало деятельность русского баптизма. В мае 1884 году большинство штундистских общин вошли в Союз русских баптистов Южной России и Кавказа.

Рост движения вызвал обеспокоенность церковных иерархов и представителей государственной власти, вследствие чего к штундистам стали применяться репрессивные меры за неразрешенные религиозные собрания, что все более осложняло их отношения с православием.
В сентябре 1894 г. положение баптистов  ухудшилось.  Новый циркуляр министерства внутренних дел  вывел штундистов и баптистов  из-под действия закона 1883 г. и определил их как последователей «особо вредных течений», без права на льготы и привилегии. В этот период множество баптистов  переехали в Сибирь и Среднюю Азию, стремясь избежать репрессий, а некоторые были туда сосланы, что привело к возникновению баптистских общин там, где их прежде не было.

Проникновение протестантизма в Россию шло и с другой стороны.

В 1874 г. в Санкт Петербург прибыл английский лорд Гренвилл Редсток (1833 -1913), который начал проповедовать в маленькой лютеранской церкви на Почтамтской и встречаться с аристократами русской столицы. Среди его последователей были  граф М. М. Корф, граф А. П. Бобринский, княгини Н. Ф. Ливен и В. Ф. Гагарина, отставной полковник Василий Александрович Пашков ( 1831 -1913).
Он возглавил общину евангельских христиан, после отъезда Редстока.

Подобно другим протестантам евангельские христиане верят, что все уверовавшие во Христа спасены; спасение - дар и дается Богом без усилий со стороны человека; человек спасается верой в искупительную жертву Христа, осознавая себя бессильным грешником. Но в отличие от баптистов они  допускают к « хребопреломлению» других христиан, а не только крещенных по евангелистскому обряду, кроме того, любой член общины по ее поручению может совершать хлебопреломление.

В 1884 г. по Высочайшему повелению общество было закрыто, а пропаганда учения Пашкова запрещена на всей территории империи. Пашков и Корф были высланы из страны.
Однако проповедь евангелизма на этом не закончилась, и к 1905 г. в России было около 21 тыс. евангельских христиан. В 1907 г. Иван Степанович Проханов ((1869—1935) составил проект устава Русского евангельского союза, в сент. 1909 г. состоялся 1-й Всероссийский съезд евангельских христиан, председателем на к-ром был избран Проханов. После 2-го съезда (дек. 1910 - янв. 1911) Союз вошел в состав Всемирного союза баптистов, в 1911 г. Проханов был выбран одним из вице-президентов и до 1928 года занимал этот пост.


В 1914 г., после начала первой мировой войны, деятельность баптистов была резко ограничена в связи с тем, что их заподозрили в сочувствии к кайзеровской Германии; многие из известных пресвитеров были высланы в Сибирь.

Победа Октябрьской революции внесла в положение баптистов серьёзные изменения.

23 янв. 1918 г. СНК издает декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».  Церковь была отделена от государства,  объявлена свобода вероисповеданий, разрешено «неисповедание никакой веры» (строжайше запрещенное законодательством Российской империи,  отменены все наказания за религиозные убеждения.  Указание о вероисповедании граждан изымалось из всех официальных  документов. Разрешалось свободное исполнение религиозных обрядов, если они не нарушают общественного порядка и не нарушают прав других граждан. Ведение актов гражданского состояния передавалось отделам записи браков и рождений.  Разрешалось обучение религии частным образом.
Единственный пункт этого декрета, не устраивавший баптистов - запрет на владение частной собственностью религиозными организациями и отказ им в правах юридического лица.

Полную лояльность к советской власти продемонстрировали решения 25-го Всесоюзного съезда баптистов СССР (1923) о «недопустимости для баптистов антиправительственной деятельности путем агитации и пропаганды... Всякий баптист, если окажется виновным в сих деяниях, тем самым исключает себя из состава баптистского братства и ответствует единолично перед законами страны».

В 20-х годах ХХ в. численность Б. и евангельских христиан стала быстро расти за счет сельского населения, причем главной фигурой постепенно становился середняк. Уже в 1918 г. возникли первые баптистские сельскохозяйственные коммуны: «Прилучье» в Новгородской губ., «Васан» в Енисейской, «Гефсимания», «Вифания», «Сигор» в Тверской губ. В 1921 г. при Наркомземе даже была создана специальная комиссия по заселению свободных земель и бывш. помещичьих имений общинами баптистов, евангельских христиан, старообрядцев и т. д.
К 1924 г. в России было 25 коммун баптистов, которые, однако, просуществовали недолго.

В декабре 1925 г. общая численность баптистов была около 400 тыс. чел.
Однако в 8 апреля 1929 г. вышло постановление ВЦИК РСФСР «О религиозных объединениях», в котором права религиозных организаций значительно сокращались по сравнению с декретом 1918 г. В соответствии с последующими разъяснениями «проповедь Евангелия и деятельность с привлечением новообращенных в среду верующих людей рассматривается как преступление перед государством». С 1929 г. начались репрессии среди деятелей баптизма и евангельского христианства как в центре страны, так и на периферии.
В мае 1942 г. был создан Временный совет евангельских христиан и баптистов, который обратился к верующим с призывом: «Пусть каждый брат и каждая сестра исполняет свой долг перед Богом и перед Родиной в суровые дни, которые мы переживаем. Будем мы, верующие, лучшими воинами на фронте и лучшими работниками в тылу! Любимая Родина должна остаться свободной» (История евангельских христиан-баптистов в СССР. С. 229). Баптисты собирали средства в пользу фронта, добровольно работали в госпиталях и приютах. В 1944 г., например, они пожертвовали на нужды страны 400 тыс. руб.

В октябре  1944 г. на совещании представителей общин евангельских христиан и баптистов  было принято решение об их объединении и урегулировании спорных вопросов. Объединение 2 союзов в Союз евангельских христиан и баптистов (с 1 янв. 1946 Союз евангельских христиан-баптистов , ВСЕХБ) принесло пользу обеим сторонам. «Баптисты обретали статус легальной («зарегистрированной») религиозной организации и возможность восстановить свои разрушенные структуры. Лидеры евангельских христиан, которые по своей численности и организованности всегда значительно уступали баптистам, заметно укрепили свои руководящие позиции.
В конце 50-х годов КПСС  поставила задачу быстрого перехода от социализма к коммунизму, объявила курс на ликвидацию религиозных объединений и сокращение числа верующих. В 1959 г. на пленуме ВСЕХБ по «рекомендации» Совета по религиозным культам были приняты положения, которые  ограничивали права баптистских общин.
В 1965 г. произошёл раскол в движении баптистов: из ВСЕХБ выделился  Союз церквей евангельских христиан баптистов (СЦ ЕХБ)

После прекращения существования СССР состав ВСЕХБ начал стремительно изменяться. В ноябре 1991 г. была создана Евро-Азиатская Федерация Союзов евангельских христиан-баптистов.
- В настоящее время в состав Федерации входят 11 автономных союзов: России - 90 тыс. чел. (1400 общин), Украины - 141338 (2600), Белоруссии - 13510 (350 ), Молдавии - 21300 (430), Грузии - 4700 (54), Армении - 2 тыс. (70), Азербайджана - 2 тыс. (25), Казахстана - 11605 (281), Киргизии - 3340 (121), Таджикистана - 410 (22), Узбекистана - 2836 чел. (31). Общая численность - 293039 чел. (5384). Союз ЕХБ России имеет 20 учебных заведений, таких, как Московская богословская семинария, С.-Петербургский христианский ун-т, Московский богословский ин-т (с филиалами в Челябинске, Самаре и Екатеринбурге), Новосибирская библейско-богословская семинария, а также целый ряд Библейских колледжей и школ. Всего в них обучается ок. 1000 студентов. В 1993 г. Союзом был учрежден миссионерский отдел, к-рый с 1996 г. издает газ. «Миссионерские вести».

С 1994 г. Российский союз евангельских христиан-баптистов принимает участие в организованных по инициативе РПЦ межконфессиональных конференциях, а его председатель является членом Христианского межконфессионального координационного комитета; в 1998 г. был создан Совет евангельских христианских церквей России, в который вошли и евангельские христиане-баптисты; в марте 2002 г. с целью координации деятельности протестантских церквей в России был организован Консультативный совет глав протестантских церквей России, в его состав вошел председатель Российского союза евангельских христиан-баптистов П. Б. Коновальчик (после XXXI съезда РСЕХБ - Ю. К. Сипко).
             
Можно было бы закончить эту заметку общим утверждением, в духе западных защитников  приоритета прав человека. Типа  что каждый человек имеет право на поиск духовных истин и если ему ближе то что предлагают например баптисты, то никто не вправе ему навязывать иную точку зрения.

Однако, есть проза нашей жизни, которая показывает, что эта схема работает не совсем так как декларируется.
- Шпионская история на днях произошла в Петербурге. В приходе поместной баптисткой церкви «Краеугольный камень» в Санкт-Петербурге на протяжении 15 лет служил пастором пресвитер Билли Шеи, для которого это было – всего лишь прикрытие. А на самом деле оказалось, что он – бывший американский разведчик. И слово бывший здесь – скорее формальность. Ведь заманивал иностранец в свою общину в основном военных. Расспрашивал о подразделениях, о коллегах, о технике. А всё, что происходило на так называемых службах, за пределами церкви рассказывать запрещалось. До недавнего времени идейным вдохновителем и спонсором организации был бывший американский разведчик Фоунтейн Билли Шей. Свой приход в Петербурге пастор организовал по-военному строго.
Сорокапятилетний гражданин Америки не смог въехать в Россию из Финляндии после того, как правоохранительные службы аннулировали его туристическую визу. Как выяснилось, на территории Северной столицы иностранец вёл агитационную и пропагандистскую работу

Оставшись без руководителя, петербургский филиал «Краеугольного камня» продолжает действовать. Правда, встречи теперь проходят реже. Должность Билли Шея занял его заместитель – американец Кевин Пластер.

В церкви считают, он хороший наставник, тоже умеет спасать души.


 

Tags: Баптизм, Россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments