brahman_50 (brahman_50) wrote,
brahman_50
brahman_50

  • Mood:

Пятидесятники и истоки христианской мистики - 3

Духовнве проповеди и рассуждения.jpg
Продолжим наше странствие и перейдем к рассмотрению природы человека  глазами великого христианского мистика Майстера Экхарта.

Установив, какими качествами обладает Бог, Экхарт в своих проповедях не мог обойти вопрос о природе души человека.

- Когда меня спрашивают, зачем мы молимся, или постимся, или делаем добрые дела, зачем мы крещены, а главное, зачем Бог стал человеком (что самое высокое), я отвечаю: "Затем, чтобы Бог родился в нашей душе, а душа в Боге"

Таким образом, в человеке есть часть заданная его видимой природой  - это его тело и есть часть его душа, которая рождена Богом.

Поскольку субстанция Бога есть его Неизречѐнность, это значит, что о душе как о Боге мы не можем ничего сказать, определить её и дать ей имя, она ведь не имеет атрибутов, как и сам Бог.

Но человек ведь называет душу душой. На что Экхарт отвечает:
- Душа тоже не имеет имени. Как Истине нельзя найти истинного имени, так же истинного имени нельзя найти и душе.

Т.е. душа есть лишь условное имя, не отражающее её природы, потому единственное  имя, которым можно обозначить её, как и Бога, есть отсутствие этого имени и оне не содержит ничего, но включает в себя весь мир и не имеет границ.
Ибо хоть и создала душу творческая сила Истины, в ней, как и в Нем, нет вещества.

При этом Бог обладает Абсолютной Свободой, а это значит, что и душа обладает такой же абсолютной свободой, неограниченна и не обусловлена ничем.
―Он [Бог] хочет, чтобы мы оставались свободными, - делает Экхарт свободным и самого человека.

Душа уподобляется тому, что она любит; любит ли она земные вещи, она становится земной, любит ли Бога – тут можно спросить: становится ли она Богом? Если бы я так сказал, это прозвучало бы невероятным для тех, чья мысль слишком слаба и не может понять этого.
Я не говорю этого, но я указываю вам на Писание, которое говорит; «Я сказал, вы боги !
– поднимает Экхарт человека до уровня Бога.

Но где лежит граница в человеке между душой и телом ?
- Где кончается тварь, там начинается Бог. И Бог не желает от тебя ничего большего, как чтобы ты вышел из себя самого, поскольку ты тварь, и дал бы Богу быть в тебе Богом, - говорит Экхарт.

Под тварью он подразумевает видимое, тварное тело, которое человек принимает за самого себя. Видимый мир условен и имеет границы, а что имеет границы не имеет возможности слиться с безграничным. Из этого следует, что мир видимый имеющий границы никогда не сможет пересечься с миром божественным.
И осознавая себя только как тело, человек никогда не способен постичь самого себя, свою божественную природу.
- Тварь не проникает в глубину души, она должна оставаться снаружи.

Ещё одно качество души - это её покой и завершение:
- Итак, если надлежит Богу сказать в душе Свое Слово, она должна пребывать в мире и покое; тогда Он изрекает в душе Свое Слово и Себя Самого, не образ, но Себя Самого !

Если душа, как и Бог, не делает ничего, кроме созерцания, то на что она способна в своём делании?
Если основное действие Бога, есть проявление самого себя через Сына (через душу), и осознание Богом и душой единства их воли есть Святой Дух, то предназначение самой души получается рождение Святого Духа, как акта единения души с Богом.

- Затем, чтобы Бог родился в нашей душе, а душа в Боге, - подтверждает Экхарт.
И этот процесс бесконечен, потому что рождение происходит вне времени и Экхарт называет это вечным рождение Христа в душе.

- Это освобождение в Духе Святом есть возврат к Божеству, слияние с Божеством, но не прежнее бессознательное и безличное пребывание в лоне Божества, а новый союз с Богом, через Сыновство, в свободе.

И наконец душа имеет ещё одно качество – она переживается как чувство своего наличия.
- Великое «я есмь» мира, Слово, воплотилось в человеке, дабы узнал человек в себе великое «я есмь» мира. Отрешаясь от своего временного лика, он познает в себе бессмертное «я есмь» и в нем становится причастником мировой творческой воли.

Словом душа по Экхарту обладает всеми перечисленными ранее качествами, которыми обладает Бог.

Но чувствует ли человек себя Богом в обыденной жизни?
Может ли он сказать, что обладает всеми перечисленными качествами?

Здесь мы подходим к проблеме человека, о которой продолжим говорить в следующий раз.
Tags: Экхарт, душа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments