brahman_50 (brahman_50) wrote,
brahman_50
brahman_50

  • Mood:

Феноменология Духа и Души.


Начну с конца - с вывода, к которому я пришел в результате написания этого поста - Дух это творящая Человека сила, полученная  от Творца через предков, а Душа – это  образ мироздания в сознании каждого человека.
Хочу предупредить, что  этот вывод субъективен и,
возможно, противоречит  некотоым светским или религиозным канонам.
Однако, даже, если это так, то я пользуюсь своим правом на заблуждение.


Дух и душа …

Эти слова мы слышим каждый день, однако, что это такое - объяснить совсем не просто.

Первое что приходит в голову, когда пытаешься понять природу духа – это то, что дух это самое характерное свойство, которое присутствует во всех живых существах.

И часто, говоря о духе, мы прямо имеет в виду жизнь, дыхание.
И нашему опыту не противоречит утверждение о том, что мы получаем частичку духа вместе с даром жизни от матери. И поэтому дух тесно связан с тайной рождения новой жизни в любви.
Елти это утвердение справедливо, то эстафета духа бессмертна, пока есть люди - дух жизни вечен.

Сегодня с товарищами в нашем киноклубе посмотрели несколько документальных фильмов талантливого латвийского советского документалиста Герца Франка (1926 - 2013).
Первый из них «Песнь песней» (1989 г.) – о таинстве любви и рождения человека.



Можно конечно объяснить передачу этого духа естественными причинами в течение миллиардов лет от одного другому или множеству живых существ, но главный вопрос – откуда возникла первая искра этого духа требует принятия на веру одной из двух альтернатив.

Некоторые верят в способность материи, зачем-то двигаясь не по кругу, а изменяясь и усложняясь, обретаяя сознание и высшие духовные способности.

Однако, рационально объяснить почему возник дух жизни скорее всего невозможно.

Другие мыслят образами и считают, что дух жизни - это творение неизреченного Бога.

Архиепископ, профессор и хирург  Лука Войно -Ясенецкий (1877 -1961 ) в 1947 году закончил книгу «Дух, душа и тело»,  над которой он работал более двадцати лет, и где он изложил понимание соотношения души, духа и тела опираясь на свой опыт православного священника, врача и научные данные.

С его точки зрения - существует предвечная духовная энергии, которая порождает все другие формы физической энергии, а через них и саму материю ( вещество ). И он считает, что эту первичную духовную энергию человек может чувствовать не только с помощью пяти чувств, но и с помощью сердца как специального очень чувствительного органа восприятия духовных воздействий.

Сердце, а не головной мозг, отвечает по его мнению за непосредственное ( интуитивное) познание действительности, в противовес рассудочному и ссылается на Паскалю :
«Сердце имеет свои причины, неизвестные уму. Сердце, а не разум чувствует Бога».
И добавляет, что сердце способно воспринимать трансцендентальное.

При этом головной мозг он, опираясь на труды физиолога Ивана Павлова, считал органом, который воспринимает сигналы из внешней среды через органы чувств и от внутренних рецепторов, анализирует их и передает эффекторным аппаратам для  реагирования и уравновешивания организма с внешней средой.

- Большие полушария – орган животного организма, который специализирован на том, чтобы постоянно осуществлять все более совершенное уравновешение организма с внешней средой – орган для соответственного и непосредственного реагирования на различнейшие комбинации и колебания явлений внешнего мира, и в известной степени специальный орган для беспрерывного дальнейшего развития животного организма.

- Дух – считал святитель Лука -   выступает за пределы мозга со всех сторон. Деятельность мозга ограничивается переводом в движение небольшой части того, что происходит в сознании.

 Он полагал, что кроме обычных раздражений, адекватных нашим органам чувств, наш мозг и сердце могут воспринимать гораздо более важные раздражения, исходящие из мозга и сердца других людей, животных и всей окружающей нас природы и, что важнее всего, из неведомого нам трансцендентального мира, - и приводит множество описанных в литературе фактов телепатии и ясновидения.

Понятие духа он обобщает и на неживую природу.
- Если в живых организмах движение, лежащее в основе их психических явлений, производится и определяется духом жизни, энергией духа, то и движение в неорганической природе надо признать производным того же духа.

 -  Духовная энергия, истекающая от Духа Божия, энергия любви движет всей природой и все животворит. Она есть источник жизни, и нет ничего мертвого.

Духовной энергией проникнута вся неорганическая природа, все мироздание. Но только в высших формах развития (творения) эта энергия достигает значения свободного, самосознающего духа».


 Более того в вещественных формах дух определяет и творит форму.
-  Это ярко выражено в формах тел человеческих. Они, правда, не всегда соответствуют духовной сущности человека. Не только глаза – зеркало души, но все формы тела и его движения соответствуют душе, духу его, как в образе человека лукавого у Соломона (Притч. 6, 12-14). Во всей внешности человека ярко отражается духовная сущность его.

- Высшую ценность нравственной красоты и мерзость безобразия являет природа в кротких и чистых глазах добрых людей, в отталкивающем виде злодеев и бесчестных.

- Не без творческого воздействия духа созидаются и формы неорганической природы, все формы мироздания. Весь растительный и животный мир обладает, по крайней мере, низшим из даров Святого Духа – духом жизни.


- При этом растения имеют жизнь физическую, но души не имеют.


Антоний Великий писал «Живых существ четыре различных вида: одни из них бессмертны и воодушевлены каковы ангелы; другие имеют ум, душу и дыхание, каковы люди; иные имеют дыхание и душу каковы животные; а иные имеют только жизнь каковы растения. Жизнь в растениях держится и без души, и без дыхания, и без ума и бессмертия; но и прочее все без жизни быть не может».

Надо отметить, что помимо духа человека, присущего и формирующего человека в монотеистических религиях, например, в христианстве большое значение придается Духу творения или Святому Духу - одной из трех ипостасей Единого Бога, который оживляет всё мироздание.



При этом святитель Лука считал, опираясь на Священное Писание, что   «сошествие Святого Духа на апостолов реально подтвердило ту истину, которая утверждается всеми этими текстами – дух человеческий имеет начало в Духе Божием».


Помимо Святого духа, согласно Иоанну Богослову  в мире действует также и дух антихриста (дух сатаны) враждебный духу Божьему.

- Дух и душа человека нераздельно соединены при жизни в единую сущность; но можно и в людях видеть различные степени духовности. Есть люди духовные по апостолу Павлу (1 Кор. 2, 14). Есть, как мы говорили, люди – скоты, люди – трава, есть и люди – ангелы, - пишет святитель Лука, и продолжает 

- Итак, душу можно понимать как совокупность органических и чувственных восприятий, следов воспоминаний, мыслей, чувств и волевых актов, но без обязательного участия в этом комплексе высших проявлений духа, не свойственных животным и некоторым людям».

Для иллюстрации того, как душа ребенка через эмоции впитывает образы окружающего мира, давайте посмотрим документальный фильм того же автора- режиссера  Герца Франка «Старше на 10 минут», 1978 г. о том как трехлетние дети смотрят кукольный  спектакль.



Взаимодействие духа и тела носит двусторонний характер. Не только тело посредством телесной конституции влияет на  дух. Различным конструкциям тела соответствуют те или иные формы характера, а характер – одно из важнейших проявлений души и духа. Но и дух способен радикально влиять на тело. Есть даже такой  раздел медицины - психотерапия.

Подводя итог можно сделать вывод о том, что Дух это творящая человека сила, полученная через предков от Творца, а душа – это образ мироздания в сознании каждого человека.
Tags: Дух, душа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments