brahman_50 (brahman_50) wrote,
brahman_50
brahman_50

  • Mood:

Психология веры. О сотворении мира в Ведах.



Прошлый раз мне пришла в голову идея, что ключ к исторически безграничному существованию и отдельного народа и, вероятно, всего человечества как-то связан с особым способом передачи опыта, который в течение тысячелетий по крупицам накапливают в священном тексте - каноне.  Осваивая канон люди, принадлежащие к разным слоям общества и даже к разным поколениям получают возможность почувствовать себя людьми одного исторического народа.
Без священного текста наверное не может обойтись ни один народ.

Однако, сам по себе, как мы видим из истории, он ещё не обеспечивает исторической живучести.  Наличие канона – это условие необходимое, но не достаточное.
 Необходимо признать, что содержание  канона также сильно влияет на историческую стойкость к неизбежным историческим невзгодам.
Продолжим изучение индийских Вед, как наиболее древней религиозной системы одного из самых долгоживущих народов мира – народов Индии, которое оказали влияние и на религиозные системы других народов.
И попытаемся понять истоки его тайной силы, которая, обеспечивает такое сплочение народа в течение тысячелетий.
Что же узнают для себя люди из канонических тестов индуизма ?
Попробую кратко изложить основные идеи индуизма.
О мироздании. Вначале, мудрые риши говорят, что «тайна сия велика есть».
Кто знает тайну? Кто ее поведал?
Откуда мир, откуда он явился?
Тех далей и богам не досягнуть,
Они пришли позднее. Кто же знает?
Откуда, как возник весь этот мир?
Откуда, как вселенная явилась,
Мир создан был или он был не создан?
Об этом знает только Он, всезрящий,
Иль может быть и Он того не знает?
Ригведа, пер. Бальмонта
Далее они говорят, что наша Вселенная - не уникальное явление, а одно из серии проявлений таинственной первопричины, в которую она и уйдет в свое время, закончив свой цикл существования до момента пока не проявится следующий  импульс воплощения  новой Вселенной.
По Ведам создание мира происходило в два этапа – сначала был создан или оживотворен, посредством золотого яйца,  прародитель мира – творец Вселенной – Брахма.

Описание этой стадии в оригинале образно и поэтично.
- Тот, кто постижим только усилием ума, неосязаемый, невидимый, вечный, заключающий в себе живые существа, удивительный, проявился сам по собственной воле.
Вознамерившись из своего тела произвести различные существа, он вначале сотворил воды и в них испустил семя. Семя это превратилось в золотое яйцо, сиявшее подобно солнцу, в котором он, отец всех миров, родился под именем Брахмы. Он провел целый год в мировом яйце и затем разделил его, одною своею мыслью, на две части. Из двух половин скорлупы образовал он небо и землю, а между ними поместил воздушное пространство, восемь стран света и постоянное вместилище для воды.
Ригведа 129; 1:234

Затем Брахма преобразовал себя в троицу богов.  Их называют Тримурти. Брахма – творец,  Вишну – создатель мира, спаситель людей, хранитель нравственного порядка, Шива – разрушитель.
В начале сотворения Вселенной Брахма сгущает, материализует  свою волю в видимую и невидимую материю, которая выступает в виде огня, воды, земли и воздуха. Из паров дыхания Брахмы зарождаются все вещества, все твари, а из семени брошенного в землю и оплодотворенного божественным духом – Всемирное семя. С другой стороны Вселенная состоит из двух элементов – материи (Акаши) и энергии (Праны).

Соотношение этих элементов менялось по ходу времени. Если в начале мир состоит из материи - в виде Солнца, Земли, Луны, звезд, воздуха, воды и твердых тел, растений и животных, то в конце вся Вселенная преобразуется в энергию – Прану. После

Брахма создал людей из своей божественной субстанции, но  поскольку использовал разные частей своего тела получились люди разных каст,
Он создал время и разделение времени, звезды и также планеты, реки, океаны, горы, равнины и неровности. А ради процветания миров он создал из своих уст, рук, бедер и ступней соответственно брахмана, кшатрия, вайшья и шудру.
Ману 1; 24, 31–32


Проявленная Вселенная, - она же сансара, - развивается по естественным законам мирового порядка – рите.  Концепция риты - это причинность взаимодействия  элементов мироздания как базовая закономерность. То есть – происходящее – есть следствие предыдущего и причинных связей между явлениями. Рита определяет движение планет и светил, смену времён года и события человеческой жизни – рождения и смерти, счастья и несчастья. В отношении человека рита проявляется в виде идеи кармы – неизбежного воздаяния за совершенные человеком поступки.

После сотворения мира главным действующим лицом среди Богов становится Вишну. Вишу время от времени приходит на Землю для тог, чтобы передать божественную волю развивающейся Вселенной и людям. Для воплощения Вишну принимает то или иное телесное  обличье – аватар.

До нашего времени Вищну уже посещал Землю в облике рыбы, черепахи, вепря, человекольва, карлика, Рамы и Кришны. Во время этих визитов Вишну спас людей от потопа, в том числе семь мудрецов – риши, которые составили священные Веды, дали людям священный огонь и основали род жрецов. Кроме того он дал напиток богам бессмертия ( амриту), спас Землю от демона во время очередного потопа, освободил людей от тирана, освободил от демона Небо и Землю.
Ожидается ещё два воплощения Вишну в будущем. Последнее воплощение – Калки – произойдёт в конце нынешней эпохи несправедливости, зла и демонов – Калиюги.  Калки – явится в виде всадника на белом коне  с пылающим мечом и осудит порочных и возродит золотой век.

О масштабе ведических времён.

Вселенная существует 100 лет жизни Брахмы. Один год равен 360 дней. Один день его жизни равен 4,32 миллиона наших земных лет. Таким образом, Вселенная заканчивает полный цикл существования за  155 миллиардов лет, затем всё гибнет в огне и Брахма создаёт новый мир из нового золотого яйца.

Космос  в индуизме состоит из шести основных категорий – материя, пространство, время, активность, пассивность и душа, находящихся в единстве. Мир – это не творение высшего существа, а его самораскрытие, проявление божества, его самоотчуждение в виде двух полюсов. Поэтому и добро, и зло считаются естественными природными феноменами.

Идея циклического воплощения физического мира была использована и в отношении к человеческой жизни.  В Упанишадах   сказано, что колесо бытия – сансары, к которому человек  прикован  – возвращает человека в земную жизнь после смерти.
При этом новое воплощение происходит в зависимости от заслуг и проступков в предыдущих жизнях – или принципа кармы, определяющего порядок переселения души. Всякое действие есть карма. Если действие совершено, оно не может быть уничтожено, пока не принесёт плоды. Нет силы, которая в состоянии помешать конечному результату.

Земное существо в процессе бесконечных воплощений развивает свои психические свойства – от первых проявлений чувствительности к инстинкту, который затем превращается  в разум и зачатки души.  Душа развиваясь становится способной вести своё существование свободное от тела и влиять на новые воплощения.

Веды считают душу человека бессмертной, в отличие от тела, потому, что душа – отделившаяся на время жизни человека частичка единой, бессмертной мировой души – Атмана. И эта частичка есть в сознании каждого человека.   Влияние образа жизни и усилий самого человека имеет решающее значение для приближения этой частички к великому океану мировой души. В конце концов, после множества воплощений, если человек прилагает достаточные усилия, то его душа постепенно развиваясь, может достичь мокши – соединения индивидуальной частички с Атманом. И тем самым отвязаться от колеса сансары – бесконечных воплощений и бесконечных жизненных страданий.

Пока остановимся и оценим какое  влияние на психологическое состояние человека могут оказать представления ведической космологии, идей бессмертия души и её реинкарнации в соответствии с принципом кармы ?

Во-первых, человек воспринимает гигантский масштабом мироздания, на фоне которого жизнь человека краткий миг, который не может оказать влияния на мир. Отсюда у индуиста не возникает  желания держаться за мимолётные ценности земного существования. Его волнуют вопросы  выбора пути и его движения к главной цели – мокше. А это процесс может потребовать тысячи лет.

Во – вторых, закон кармы  объясняет ему причину земных бедствий и страданий.  Они естественные следствия подверженности человека желаниям и страстям и выбора ошибочных действий или недостойных поступков в бесчисленных предыдущих жизнях.
Поэтому у него нет высшего судьи, он сам определяет своё будущее. Закон кармы – это закон причин и следствий.

Легко можно объяснить и факты интеллектуального или социального неравенства тем, что живущие одновременно люди находятся на разных этапах своей эволюции.

Такие представления примиряют человека с жизненными бедами и вносят в жизнь человека мир и покой.

Конечно, это сильная сторона учения и вероятно не без помощи его индусам удалось направить энергию человека на внутренний духовный рост, а не на внешнюю экспансию  и уберечь их соблазнов внешней экспансии и разрушительных войн.

Однако, мне в таком учении не очень импонирует отводимая им человеку подчёркнуто пассивная роль и в отношении познания мира, и отношении его изменения человеком, хотя бы в том масштабе, который ему может быть подвластен.

В следующий раз рассмотрим требования Вед к поведению человека или ведическую мораль.

Tags: Веды, космология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments