brahman_50 (brahman_50) wrote,
brahman_50
brahman_50

  • Mood:

Психология веры. Законы поведения человека в индуизме.

412008_600.jpg

Освобождение от бесконечного круговорота и слияние индивидуальной души с Атманом – цель каждого последователя веданты.

В Бхагавад-Гите даны три основные пути, ведущие к этой цели - путь постижения знания, путь действия и путь религиозной любви.

Путь йоги – ведёт к освобождению души через преображение тела и свершения правильных поступков  за счёт развития контроля своих чувств и мыслей. Избравший этот,  овладевает телом, чувствами, мыслями и способностью сосредоточения сознания и достижения истинного знания.

О йоге упоминают в Ведах, Махабхарате и Упанишадах. В Бхагават-Гите достаточно подробно описана как система йоги, так и условия медитации.

Йоги, которые идут до конца,  изменяют самосознание, индивидуальное понимание «Я» до переживания его иллюзорности и достигают ощущения единства с Абсолютом, растворения в нем, и таким образом, постигают в собственном опыте  его реальность.   Этот уникальный  опыт самоуглубления в виде разных школ йоги признан одним из высших достижений человечества.

 Второй путь – Карма-Марга — путь ритуально чистых деяний. Здесь акцент сделан на жертвоприношения, выполнение обрядов и ритуала, кастовых обязанностей и совершение добрых дел.
На этом пути не требуется придерживаться норм аскетической морали, избегать следует только корысти и надежды на вознаграждение.
И здесь великие риши нашли очень ценное условие как нужно действовать выполняя свой долг, чтобы не увеличивать карму и не привязываться к сансаре .
Это требование, которое было принято и другими религиями, заключается в том, чтобы свести к нулю личный интерес в процессе действий.
Действие должно было быть направлено на цели, стоящие вне человека, то есть всецело на служение богу и не должно быть связано с личной выгодой.  Выполняя свой долг и не ища выгоды, человек освобождается от заботы о собственном «Я».
Итак, на дело направь усилие, о плодах не заботясь;
Да не будет плод дела твоим побуждением, но и бездействию не предавайся.

Бхагават-Гита. 18; 11:54

Третий путь – Бхакти-Марга – реализуется через любовь и личную преданность богу. Идущий этим путем дарит богу свою любовь, а тот в свою очередь заботится и защищает его.
Человек получает важное психическое преимущество – способность преодолеть тяжелое чувство личного одиночества, отчужденность от большого мира, проблемы с семьей и близкими людьми. Растворяясь в любви к богу, который для него и отец, и мать, и учитель, и друг, и любимый, – он достигает воссоединения с богом. При известной силе такого чувства возникает уверенность в проникновении в предмет любви, великое понимание, которое захватывает тайники сердца.
Этот путь считают сравнительно легким, доступный для всех – для слабых и необразованных (женщин, шудр).

И наконец, путь Джняна-Марга - путь «воспитания ума», подготовки его к восприятию высшей истины. В этой концепции различают два вида знания: интеллектуального понимания частностей (виджняна) и знания общей основы существующего, тождества личности и Абсолюта (джняна). Два вида знания считались двумя сторонами одного и того же процесса — познания Бога, но первое — низшим, а второе — высшим; первое подготавливает для постижения высшего знания. Однако для приобретения джняны одного интеллекта недостаточно, нужно направить его соответствующим образом, настроить его на постижение высшего знания. С этой целью в Джняна-марге  адепт должен пройти три ступени:  - очищение ума, тела и чувств посредством аскетической практики,  -  сосредоточение ума на Боге и  отождествление себя с Абсолютом — две последних ступени преодолеваются в процессе медитации.
Таким образом, в индуизме опробованы все возможности саморазвития человека.

Постепенно космический принцип риты был распространен на законы и правила поведения человека в обществе, то есть на социальные нормы.
Закон Вед требовал от человека: правдивости, честности, верности долгу, храбрости, трудолюбия и т. п.
Здесь важно отметить существенное различие между полезным и нравственным, которое с исключительной силой звучит в Гите.

Это различие обнаруживает высокий моральный принцип превосходства общественного (кастового) долга (дхармы) над индивидуальным стремлением. Долг каждого – прежде всего следовать не разуму, а основным ценностям своей касты.
Четыре кардинальные ценности индуизма  – четыре главных назначения человека – это мокша, дхарма, артха, ками.
Мокша – внутренняя свобода мистического созерцания, отрешенность, определяющая движение к полному освобождению от цепи перерождений.
Дхарма – универсальный принцип, согласно которому люди обязаны вести себя.
Она – основа общественных законов, имеет нормативную функцию и различается для представителей разных классов. Нравственный порядок дхармы предписывает соблюдение кастовых и возрастных обязанностей, форму ритуалов и жертвоприношений.
В Бхагават-Гите настоятельно рекомендованы альтруистические действия, так как они в следующем рождении гарантируют человеческую форму жизни и, таким образом, еще один шанс, чтобы улучшить свое положение на пути к освобождению.
Любопытно, что за грех, совершенный только в помыслах, следует воплощение в представителя низшей касты, за грех словесный – в животное, за греховный проступок – в неодушевленный предмет.
Важнейшим нравственным принципом Вед являетмя ахимса.
В соответствии с ахимсой все живые существа качественно едины с Всевышним – в точности как все искры огня качественно едины с природой огня. Из ахимсы следует недозволенность насилия в отношении любого живого существа. Уважение ко всем живым существам явилось следствием веры в переселение душ.
Следствием ахимсы выступает развитие аскетизма, который и уберегает от всех опасностей для будущей жизни. Неудивительно, что аскетизм получил особую популярность и наибольшее распространение в индуизме, чем в других мировых религиях. Самоограничение и умерщвление себя считались высшим идеалом. Особенно тяготели к нему кшатрии. (Вспомним, что только брахманы могли рассчитывать на хорошее перерождение, для кшатрия этот путь был более проблематичен.) В бегстве от мира находили кшатрии избавление от страха перед дурным будущем. Желание обрести блаженство по ту сторону жизни порождало стремление к отшельничеству. Именно среди кшатриев расцвело убеждение, что зрелые души, достигшие духовного развития, не стремятся к материальным выгодам и наслаждениям, а ищут вечную жизнь в аскезе.
В законах Ману сформулированы десять нравственных заповедей, которые должны исполняться всегда, членами всех каст.
1. Постоянство
2. Снисходительность
3. Смирение
4. Непохищение
5. Чистота
6. Обузданность чувств
7. Благоразумие
8. Знание веды
9. Справедливость
10. Негневливость

 Следует отметить, что нравственные законы Ману не защищают ни женщин, ни рабов.

- Женщиной – в детском возрасте, молодой или даже пожилой – никакое дело не должно исполняться по своей воле, даже в собственном доме. В детстве, ей полагается быть под властью отца, в молодости – мужа, по смерти мужа – под властью сыновей: пусть женщина никогда не пользуется самостоятельностью.
Ману 5; 147–148

В священных текстах дхарма для мужчины была общей с женой. Тем самым предусматривалась необходимость заключать браки внутри касты. Кроме того, в отличие от иудаизма, христианства и ислама , прозелитизм, то есть переход отдельных лиц в индуистскую религию, невозможен. Этому препятствует учение о кастах как о врожденных отличиях.

При всех требованиях к нравственности о рабах законы Ману упоминают наряду со скотом. Рабов можно приобрести на войне, получить по дарственной или купить. Раб был существом, лишенным большинства человеческих прав. Основным занятием рабов было личное услужение в домах господ.

О кастовой системе поговорим в следующий раз.

Tags: психология веры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments