brahman_50 (brahman_50) wrote,
brahman_50
brahman_50

  • Mood:

Как общество может победить капитализм ?

 

В лекции о новой антропологии feurig_zinnober подчеркнула, что в условиях наблюдаемого системного кризиса, поиск новой антропологии или нового исторического проекта с гуманистическим содержанием носит архиважный характер.

  Отсутствие такого проекта при переходе мирового процесса в стадию бифуркации сдвинет его в сторону того или иного аттрактора. Сейчас можно видеть только один такой постоянный аттрактор, а именно: точку хаоса.     Понятно, что эта траектория приведет к  катастрофе.
       Чего, наверное, никто не хочет.

   Стало быть, надо разбираться с тем, какие ещё могут быть альтернативы.

       На мой взгляд, поиск ответов на этот вопрос можно будет ограничить, если внимательно посмотреть на глубинные причины кризиса, а  также на известные идеи, в которых могут быть потенциальные зародыши, как для преодоления кризиса, так и для синтеза нового исторического проекта.     Очевидно, что природа системного кризис нынешней модели исторического бытия связана с его главным противоречием – развитием технического и экономического потенциала путем наращивания отчуждения большинства людей:  от труда, его результатов и в конечном счете от человеческой сущности в виде того или иного творчества.

      Если принять отчуждения как имманентную данность бытия, то человек может противостоять ему только в форме религиозного утешения и веруя в вечную загробную жизнь. Только так можно терпеть тяготы и бессмысленность этой краткой жизни.  Но в этом случае проект остается старым, никакого нового проекта нет - и новым аттрактором он никак не может стать.

      Таким образом – главное качество нового аттрактора -  освобождение от отчуждения или, по крайней мере, постепенное уменьшение степени отчуждений и наращивание человеческого смыслового содержания в экономических, политических и других институтах общества.
      Религиозный фактор при этом может играть только вспомогательную роль, поскольку потребность в утешении будет снижаться.

Поскольку человек это существо общественное, то преодоление отчуждения нужно искать в наращивании плотности человеческих сообществ.

            Именно в них происходило на ранних этапах протоистории формирование исключительно человеческих качеств – альтруизма, коллективизма, раскрытие творческих потенций, человек получал безграничное поле деятельности на благо общества для приложения своих растущих творческих способностей, а также коллективными усилиями решалась проблема обеспечения его витальных потребностей и безопасности.


            Возникает вопрос о существовании и роли такого жизнеустройства в прошлом ?

Общинный способ организации жизни был необходим при  родо-племенной стадии развития для выживания, совместной обработке земли и защиты от врагов.
В России община и общинное землепользование сохранялось до отмены крепостного права, уступив к началу ХХ века место капиталистическим отношениям,
В наше время благодаря громадному развитию производительных сил для удовлетворения базовых потребностей людей требуется всё меньше и меньше живого труда. Необходимости использовать общинный способ для товарного производства нет и в ближайшем будущем не предвидится. При наличии спроса капитализм решает любую проблему весьма эффективно.
       Происходит всё большее и большее вытеснение людей из производственной сферы.
При этом происходит сужение трудовых функций, разобщение и  отчуждение людей в процессе наемного труда.

      С другой стороны капиталистический способ производства уперся в неразрешимые противоречия и для их преодоления необходимо искать пути их преодоления путем наращивания общинности, коллективизма и развития человеческой природы.

Каким же образом в какой плоскости общинный способ может победить капиталистический ?

    Может ли происходить формирование кластеров новой не капиталистической модели жизнеустройства в нынешней реальной жизни ?
    И требуется ли вмешательство человеческой воли, чтобы их создать, или они возникнут в результате действия так называемых объективных законов истории, о которых говорил Маркс, например, смены формы собственности и нам нужно только немного потерпеть ?

      На мой взгляд, общинный способ производства кратно превосходит самые эффективные капиталистические методы только в одном – в гуманном отношении к человеку и  развитии его творческого потенциала и возможности когерентных действий не отдельного индивида, а  всего сообщества в целом.
Именно в этом направлении возможен прорыв.

  Поняв чем наша сила, мы можем выстроить стратегию создания и нового аттрактора и пути перехода к новому историческому проекту.

  Создавая и постепенно наращивая группы, людей объединенных братскими отношениями и действующих на поддержку и развитие каждого члена группы такие сообщества обладая высокой сплоченностью, недоступной институтам капиталистического общества могут влиять сначала на общественные, а затем и политические процессы.
  На определенном этапе такие группы станут доминировать и смогут определять политическую повестку дня.

  Коллективизм и товарищеская взаимопомощь, один за всех – все за одного !

Tags: антропология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments