brahman_50 (brahman_50) wrote,
brahman_50
brahman_50

  • Mood:

Об истоках протестантизма

martin-luter.jpg
        Начав разбираться с природой роста неопротестантских  сект нельзя обойти вопрос об их  генезисе и их исторических трансформациях
        Причины возникновения протестантизма можно увидеть в противоречиях, которые привели к расколу единой христианской церквина восточную – Православную  и западную – Римско-католическую части ещё в 1054 году.
          Расхождения касались вопросов догматического, канонического, а также литургического и дисциплинарного характера.
          В отличие от глав православных церквей, в которых главой  Церкви считали Иисуса Христа, богословские вопросы  решали путём голосования равных епископов на соборах Римские папы стали проводить отвергнутую Халкидонским собором идею о своём первенстве  «по божественному праву», то есть, идею о своей высшей единоличной власти во всей Церкви.

         Разногласия возникли также по вопросу филиокве (Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына), брадобрития у латинян, обязательного безбрачия всего духовенства и нежелание их причащаться у женатых священников,
        Отказ  восточных епископов подчиняться Римскому Папе и предание его анафеме стал первым, но далеко не последним актом протеста против власти католической церкви. Дальше католическая Церковь развивалась по пути укрепления централизации своей власти и протест вызревал уже в рамках самой католической Церкви.
      Француз Петр Дюбуа, написал в 1302 году трактат «Вопрос о папской власти», в котором показал несостоятельность доводов в пользу совмещения папой светской и духовной властей.
Данте Алигьери, в книге «Монархия»(1310 – 1313) писал: «Папе мы подчиняемся не как Христу, но как Петру».  Папские декреты и предания не могут служить снованием веры, Церковь основана на Священном Писании.
      Вильгельм Оккам в трактате «Диалог между вопрошающим учеником и отвечающим учителем» отверг учение о папской непогрешимости и всемогуществе.
Немецкие мистики XIII-XIV веков Мастер Экхарт (1260 – 1329), Йоган Таулер (1290 – 1361) и  анонимный автор «Немецкой теологии».
      Герхард Грот (1340 – 1384) – мистик и основатель в 1374 г. общества братской жизни, которое  просуществовало более 400 лет и оказало громадное влияние на европейское общество. Учениками школ братства были такие гуманисты как Николай Кузанский, Эразм Ротердамский и Йохан Вессель.
    
      Джон Виклиф (1320 - 1384) – профессор Оксфордского университета, переводчик Библии на английский язык, выступал за связь каждого человека с Богом без посредников, за подчинение духовенства светской власти, за секуляризацию церковной собственности, упрощение церковных обрядов, сторонник учения о предопределении, которое позднее воспринял Кальвин.
    
      Ян Гус (1369 – 1415) – чешский священник, создатель грамматики и орфографии чешского языка, последователь Виклифа, выступил против торговли индульгенциями, был обвинён вместе с Виклифом в ереси, осуждён по решению Констанцского собора  и 6 июля 1415 г сожжён на костре. Останки Виклифа были выкопаны из земли и сожжены в 1428 году.

      Начало классического протестантизма связано с именем Мартина Лютера (1483 – 1546).
Он  происходи из семьи бюргеров в г. Эйслебене, Саксония.  В 1501 г. он окончил Эрфуртский университет, после чего стал монахом и священником. В 1509 г. он стал профессором философии и богословия во вновь открытом университете г. Виттенберг в Саксонии. Под влиянием произведений средневековых мистиков и Яна Гуса, и опираясь на авторитет Священного писания,  пришёл к выводам, которые противоречили католическим догматам.
      В противоположность учению католиков, считавших, что человек спасается через добрые дела, выполнение обрядов и таинств, благотворительность и милостыню, Лютер развивал учение о спасении человека только верой, под которым он понимал личные религиозные переживания и настроения отдельного верующего.
Из этого положение следует отход от соборности принятой в христианской Церкви, отказ от монашества и личного духовного восхождения.

     Основа религии по Лютеру это религиозный индивидуализм, отношение отдельного человека к Богу, который не нуждается в  посредничестве каких либо духовных лиц. Это привело к отрицанию всей средневековой церковной организации, основанной на господстве, опеке и контроле профессионального  духовенства над простыми мирянами.

      Лютер считал Библию высшим авторитетом по сравнению со священным преданием, под которым в католической церкви имели в виду более поздние творения отцов церкви, каноны, принятые на церковных сборах и декреты разных пап. Лютер противопоставил бюрократизированному средневековому христианству более простое и более демократическое раннее христианство без  церковной иерархии, пышного культа, без феодального землевладения.
Таким образом, Лютер выразил  требование бюргерства об установлении дешёвой церкви.
31 октября 1517 г. Лютер впервые вывесил на дверях виттенбергской университетской церкви 95 тезисов против торговли индульгенциями, выродившимися в банальную коммерческую сделку. Лютер привёл в движение различные элементы германского общества. Крестьяне и плебеи увидели в воззваниях против папы сигнал к восстанию, к ним примкнули бюргеры и низшее духовенство.

        В 1520 г. в г. Цвиккау возникла секта анабаптистов, которые требовали уничтожения икон и обрядов, крещение признавали только для взрослых, верили во внутренне откровение и ожидали прихода тысячелетнего Царства Божия на Земле. Вождём анабаптистов стал Томас Мюнцер (1490 – 1525).
        Эти движения привели к ряду восстаний и крестьянской войне в Германии в 1525 г., которая потерпела поражение. Лютер при этом призывал к убийствам крестьян, так как убивают бешеную собаку.
        В борьбе между императором Карлом V  и местными князьями, державшимися лютеранской (протестантской) веры победили князья, которые получили право определять религию местного населения : «Чья страна, того вера».
      
        Параллельно с Германией Реформация шла и в Швейцарском союзе. Её вождём в Цюрихе стал Ульрих Цвингли (1484 ‒ 1531), а после его гибели реформацию возглавил француз Жан Кальвин (1509 – 1564).
        Он получил классическое образование, владел древними языками, хорошо знал историю, католическое и лютеранское богослужение, в 1536 г. издал книгу «Наставление в христианской вере».
Исходя, как и Лютер, из положения, том, что человек «спасается верой» Кальвин добавил к этому учение о предопределении. Спасание людей всецело  зависит от божественной воли. Бог заранее («от века») предопределил одних людей к спасению, а других – к погибели. Все люди в мире разделены на две категории – людей «избранных» и людей «отверженных».
В изложении Кальвина Бог превращался в грозное существо, безоговорочно определяющее судьбы мира и отдельных людей. Богатство по учению Кальвина, в отличие от средневекового взгляда, рассматривалось не как нечто греховное, мешающее спасению человека, а как признак человека удостоенного божественной милости и избранности. Эта догма, по словам Энгельса, «отвечала требованиям самой смелой части тогдашней буржуазии. Его учение о предопределении было религиозным выражением, тог  факта, что в мире торговли и конкуренции удача или банкротство не зависят не от деятельности отдельных лиц, а от обстоятельств от них не зависящих».
          У последователей Кальвина, английских пуритан, учение о предопределении превратилось в учение о так называемом «светском призвании», согласно которому вся практическая деятельность человека является его «долгом», «призванием», осуществлением «божественного плана». Буржуазная мораль пуритан требовала бережливости, скупости, трудолюбия и накопления.
Церковная организация по Кальвину была общиной избранных, состоящей из «людей духа», в ней царила суровая дисциплина. Все должностные лица – пасторы и выборные старшины – пресвитеры избирались. В Женеве Кальвин организовал протестантскую духовную академию. Отсюда миссионеры направлялись во все страны Европы.
            Кальвин относился с великой ненавистью к инакомыслящим. Кальвинисты под разными названиями выступали во многих странах Европы, не только как  религиозные, но и как политические  деятели. Они создали республику в Голландии, республиканские партии в Англии и Шотландии, во Франции его последователей назвали гугенотами.

          В Англии Реформация началась под  влиянием короля Генриха VIII и  кровного интереса английского дворянства в захвате церковных земель и английской буржуазии, жаждавшей «простой»  и «дешёвой» церкви.
          Поводом к перемене послужил бракоразводный процесс  Генриха VIII с  Екатериной Арагонской, которая была старше его и не имела мужского потомства. Не получив разрешения на развод  от папы, Генрих VIII порвал с папой и оформил развод в Англии.
Актом о супрематии 1534 г. король был объявлен главой английской церкви. Все старые католические догматы  и обряды в этом акте объявлялись неприкосновенными. Епископат был оставлен в прежнем виде, позднее были закрыты монастыри и конфисковано монастырское имущество, здания, золотые и серебряные ценности, обширная монастырская земельная собственность.


Tags: протестантизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments