brahman_50 (brahman_50) wrote,
brahman_50
brahman_50

  • Mood:

Пятидесятники и истоки христианской мистики - 1

мейстер эрхарт.jpg
Продолжим рассмотрение трансформаций протестантизма, начатое нами в заметках о меннонитах и баптистах.

На этот раз, уважаемый читатель, я хотел бы поговорить о духовных истоках пятидесятников – ещё одной, более продвинутой во времени и в плане догматики разновидности протестантизма.

Если рассматривать современных пятидесятников, активно действующих в нашей стране, то в первом приближении  их историю можно отсчитывать от американских баптистов, переселившихся в Новый свет из Англии в XVII веке.

Однако характерные особенности этого движения можно обнаружить значительно раньше.
Например, в ереси монтанистов во II веке. О ней сохранилось  не много сведений.
Её основоположник ‒ грек Монтан, родился около 130  г. во Фригии (Малая Азия), принял христианство в 156 год.

Он полагал главным в христианстве – религиозный энтузиазм и проповедовал живое духовное общение с Богом, свободное от иерархии и обрядов, и получение индивидуальных мистических даров (харизм) Святого Духа, например, дара пророчества. При этом последователи Монтана, подобно гностикам, делили христиан, на настоящих, духовных христиан  (пневматиков), коими признавали только себя, а большинство обычных верующих – считали низшими людьми (психиками).

Во время молений приверженцы Монтана и он сам впадали в состояние "исступленных речений", доходивших до "душевного бешенства". Александрийская Церковь объявила последователей Монтана бесноватыми. И, тем не менее, многие соблазнились этим учением, видя в нем легкий путь к "общению" со Святым Духом. Даже такой апологет христианства, как Тертуллиан (ок. 160 — 220), в конце жизни стал поклонником и распространителем монтанизма.

Эта ересь не одно десятилетие смущала умы верующих, но была осуждена на Первом Вселенском соборе, проходившем в городе Никее в 325 году.

Чтобы разобраться в сути современных пятидесятников  и  их основополагающем учении о схождении Духа Святого нам не обойтись без рассмотрения главных метафизических вопросов, на которых строится догматика пятидесятников, а именно:
Что такое Бог и его качества, о соотношении Бога и Святого духа, что такое человек, его природа, что такое душа человека и её качества. О соотношении Бога, человека и его души.

         К счастью, эти не простые вопросы не я придумал, и в истории христианства были мудрые люди, которые дерзали ставить и отвечать на подобные им.

Одним из таких людей, оказавших сильное влияние  на современников, и потомков был Иоганн Экхарт (Johann Eсkhart), он же Мейстер Экхарт, то есть учитель Экхарт (1260 — 1328).

О нем говорили  - «человек от которого Бог ничего не скрывает».

Несколько слов о его биографии.
Майстер Экхарт родился в 1260 году в Тюрингии. В возрасте 15 лет он поступил в орден доминиканцев в Эрфурте и прошел обучение сначала в Эрфурте, а затем в Страссбурге.

Орден доминиканцев в это время, насчитывал всего полвека своей истории, и был призван бороться с еретическими движениями и дать публичное опровержение еретических взглядов , что вызвало в это столетие и бурный рост университетов и деятельность таких великих умов средневековья как Альберта Великого, Бонавентуры, Фомы Аквинского, Роджера Бэкона, Дунса Скотта и многих других.  Становится приором Эрфурта и викарием доминиканцев Тюрингии.

После Страссбурга его направляют в высшую доминиканскую школу в Кёлне. Благодаря своим талантам он быстро продвигается по иерархии ордена.
В 1300 -1302 годах он преподает в Парижском университете. Затем он возвращается в Эрфурт и его назначают главой 'Саксонской провинции' доминиканского ордена, в которую входят общины от Ла-Манша до современной Латвии и от Северного моря до Рейна.

Одновременно он активно проповедует, в том числе и в общинах, бегинок и бегардов, которые считались еретическими, были запрещены, но продолжали существовать.   Многие проповеди он читал на народно немецком языке, в котором ещё не было подходящих терминов, и потому вольно передавал латинские термины.

Собственно движение бегинок и беггардов  представляло собой светские общежитийные  женские (бегинки) и мужские (беггарды) союзы, члены которых возлагали на себя ряд обетов, собирались для совместных молитв, много работали для общей пользы, помогали в содержании странноприимных домов, - однако до минимума сводили свои контакты с официальной Церковью. В этих общинах видят предшественников протестантов.

В это время против Экхарта выдвигают обвинение в неточном изложении догмата и ереси «свободного духа». Первое обвинение ему удается снять в 1306 году, однако, позже инквизиция активизирует деятельность в прирейнской области Германии и  в 1327 году начинает процесс против Экхарта.
Спустя два года он был признан еретиком, но к этому времени Экхарт уже ушел в мир иной.

Следует сказать, что Майстер Экхарт оказал сильное влияние на немецких христианских мистиков И. Траулера, Я. Бѐме и Г. Сузо, а также на учение Лютера и Гегеля,

Итак, что проповедовал Экхарт ? Об этом в следующий раз.

Tags: Экхарт, пятидесятники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments