brahman_50 (brahman_50) wrote,
brahman_50
brahman_50

  • Mood:

Пятидесятники и истоки христианской мистики - 2

Экхарт.jpg

Давайте посмотрим как Экхарт обосновал свое представление о Боге и человеке.

Для ответа на вопрос – что же такое Бог  - Экхарт применяет  метод восхождения, то есть двигался от частного к общему ( индукция) и апофатическое богословия (или негативной теологии) – то, есть  определение Бога посредством того, чем он не является.

Рассуждая о Боге, Экхарт в конце концов пришел к заключению, что Он обладает следующим качествами:
Неизречённость, Единость, Множественность, Ничтойность, Неизменность, Отрешённость, Субстанциональность, Имманентность,
Абсолютная Свобода, Чистота, Созерцание, Присутствие (Я Есмь), Покой, Завершение, Гармоничность, Творение
.


Поясним как он рассуждал.
Экхарт признает неспособность человека дать позитивное определение Богу, поскольку человек осознает, что мир Бога больше мира человека, и человек не может выйти за пределы своего человеческого опыта и познать, что представляет собой мир Бога. Любое имя данное человеком Богу принижает его. Именно поэтому Экхарт называет Бога Неизречѐнным, те есть тем, о ком ничего нельзя сказать.

- Лучшее, что человек может изречь о Боге, заключается в том, что он в осознании внутреннего богатства сумел бы молчать, - писал о Боге Блаженный Августин‖

Бог Единый ибо он находится на вершине пирамиды и объединяет все элементы мира, и одновременно он Множественный, вклюяающий все части мира.
Бог одновременно и Единое, которое обозначено понятием Ничто, и Множественное, представленное всем существующим.

Ты должен любить Его таким, каков Он есть: не – Бог, не – Дух, не – Лицо, не – Образ, но одно чистое, светлое единство, далекое от всякой двойственности.
И как Бога его нельзя ни рассеять, ни разнообразить, ведь он един в том Едином, в котором всякая множественность есть единое и множественное. - говорит Экхарт.   Из этого Множественного нельзя выделить нечто отдельное, потому что в этом случае теряется Единость самого Бога, его божественная Ничтойность.

Тебя должна изрядно утешить такая особенность Бога, как Его сплошное единство без всякой случайной множественности различения; так что можно помыслить только одно: всё, что есть в Нём, есть Сам Бог. -  говорит Экхарт, показывая, что эту самую Множественность Бога можно увидеть только в его полном единстве.
- Все вещи созданы из Ничто.

 А видимый тварный мир – это Нечто , это материя, выделенная из Единого условно, подобно как человек, выделяет части из целого и дает им имена. Но реальной основой этой части всё равно выступает божественное Единство или Ничто.

И здесь возникает вопрос – а можем ли мы познать Бога, если сказать о нем ничего не можем ?

Экхарт отвечает, что да  -  и путь познания Бога для человека - это переживание единства с Богом в акте мистического прозрения.

Из качества Единости Бога вытекает качество Его Субстанциональности, то есть Он существует в Себе и благодаря Самому Себе, а также Его Имманентности, как пребывания Бога только внутри Себя Самого.  Ведь если бы существовало нечто помимо Единого, то это бы означало, что Бог не объединяет Всего и не является целым.

Поясним, что имеется в виду в утверждении - Он существует в Себе, которое тождественно библейскому: Аз есмь [Тот], Кто есмь.
Бог в понимании Экхарта – есть Сущее, определяющее полноту Бытия. Он включает и Существование и Бытие – и субъект и его действие.
Рождение чего либо в Боге есть сам рождающий, действие – есть сам действующий, мышление – есть сам мыслящий, существование  – есть сам существующий.
.
Так как Бог обладает полнотой Бытия и есть само Бытие, и Он есть Единое, то в Него ничего нельзя добавить либо убрать. А это значит, что одним из его качеств является Его Неизменность.

Он пребывает неизменным, как солнечный свет приносит вред больным глазам и пользу здоровым и все же остается тем же неизменным. Бог не смотрит во время, и поэтому для Него не происходит ничего нового, - проповедует Экхарт.

Неизменность Бога влечет ещё одно Его свойство -  Отрешённость.
Если Божественное Я не может ничего добавить и ничего изменить, то у Бога не возникает привязанности к какой-то его определённой части.

Отрешённость Бога означает Абсолютную Свободу и Чистоту во всём, чтобы он ни делал.

Ибо то, что Бог является Богом, имеет Он от Своей неподвижной отрешённости. И от отрешённости имеет Он Свою чистоту и Свою простоту и Свою неизменность. 
- Ещё должен ты знать, что Бог от вечности пребывал в сей неподвижной отрешённости и до сих пор пребывает; и должен знать, что когда Бог создал небо и землю и всякую тварь, то это столь же мало коснулось Его неподвижной отрешённости, как если бы Он никогда не созидал твари.


Сие очень сильное утверждение Экхарта  означает, что ни добрые дела, ни молитвы человека не имеют никакого влияния на Бога.

- Да, я утверждаю: все молитвы и все добрые дела, которые человек совершает во времени, трогают так мало Божью отрешенность, как будто бы ничего подобного не совершалось, и Бог оттого нисколько не благосклоннее к человеку, чем если бы тот не совершал ни молитвы, ни доброго дела.

Я скажу более того: когда Сын в Божестве захотел стать человеком, и стал, и терпел мучение, это так же мало коснулось неподвижной отрешенности Бога, как если бы Он никогда и не был человеком.


Именно этот тезис об отрешенности Бога был позднее положен в основание своего вероучения о спасении протестантами и назван - Sola fide — «Только верой».

Возникает вопрос – а что может делать Бог в состоянии такой Отрешенности, а также Неизменности ?

Обратившись к откровению «Аз - Есмь», Экхарт вывел, что это не просто акт существования, но наблюдение Самого Себя и, следовательно, Бог может действовать только созерцая Себя.

Делание в Боге - одно лишь состояние созерцания. Одно находит в другом свой покой и завершение.

Из этого акта созерцания Экхарт выводит ещё два качества Бога - Покой и Завершение.

Завершение характеризует полную завершенность Бытия, то есть самого Бога. Ну а полное завершение – это Гармоничное состояние, ещё одно Его качество.
Но при этом завершение в Боге  не подразумевает никакого времени.

Когда нет больше времени, это и есть свершение времен. Когда дня больше нет, тогда свершен день. Поистине, где должно свершиться это рождение, там должно исчезнуть всякое время; ибо нет ничего, что бы так препятствовало этому, как время и творение.

―Никакой случай, ничто в будущем не может дать ему ничего нового; беспрерывно и вечно вновь зеленеющий, живет он в одном мгновении. Такова божественная власть этой силы.-
говорит Экхарт и продолжает, - В одно и то же мгновение Бог творит все Свои дела в Себе и из Себя.

Ничто так не мешает душе познавать Бога, как время и пространство! Пространство и время всегда лишь части, а Истина едина. Итак, если надлежит душе познать Бога, она должна познавать Его вне времени и пространства,
- продолжает Экхарт низводя пространство и время к человеческому миру, а не к божественному.

Это значит, что Бог обладает качеством Безвременности (по отношению ко времени) и ВсеПроникновения (по отношению к пространству).

Следовательно, Бог не сотворил Землю в течении семи дней. На самом деле акт творения происходит вне времени, то есть вседа.

В то же время Творение должно иметь причину, только несотворённое не имеет причины.
И поскольку Бог есть единственное несотворенное , то он не имеет причины, но сам является причиной.

Сам Экхарт называет Бога первопричиной всего. Таким образом, причинность неотделима от проявлений, и значит Бог присутствует во всем, что он создает.
При этом возникает вопрос  -  какова причина Творения, для чего Бог творит ?

Экхарт решает этот вопрос так:  - Что предполагает каждая сила природы? Она хочет воспроизвести себя самое!

Отсюда - причина творения есть воспроизведение Богом Самого Себя.

Но разделить себя Бог на части не может, поэтому он может воспроизводить самого себя только целиком в себе же самом благодаря своему качеству Имманентности и Единости.

Следовательно, единственное творение, на которое Бог способен, это самопроявление Самого Себя.

Экхарт считал, что Бог самопроявляет себя в трех лицах: Отец - ипостась Бога, в которой находится Его природа; Сын - это ипостась Бога о себе самом, порожденная его же природой; осознание этими лицами единства  - есть Святой Дух.
Но Бог не может  разделить  себя на три  проявления, иначе он перестал бы быть Единым, то есть само тройное проявление является его абсолютным качеством.
При этом  Святая Троица есть абсолютное качество, Она находится выше времени. А это значит, что самопроявление Бога никогда не начиналось и никогда не закончится, оно  - вечное.
―Рождение [Сына] это совершается всегда. - говорит Экхарт.

Теперь надо понять как строятся отношения внутри Троицы.
Экхарт считал, что:
―Единица как Единица не порождает любви; Двое как Двое любви не рождают; - Двое как Единое волей-неволей порождают любовь, естественную, ревностную и горячую.
 Единственное отношение между Бога к Самому себе может быть только  – взаимная любовь, потому, что Сын и Отец равны друг другу. Бог не есть статичное Неизменное – в нем кипит любовь к своему проявлению, то есть ко всему Бытию.

Самая сущность Бога есть любовь через сына.
Ещё раз: Бог любит ради Себя Самого и творит все дела ради Себя Самого, то есть Он любит ради того, чтобы любить, и творит ради того, чтобы творить; ибо Бог, безусловно, никогда в вечности не родил бы Своего единородного Сына, не будь рождённость тем же, что и рождение - говорит Экхарт.

То есть – рождение Сына происходит вечно и любовь Бога не иссякнет никогда.

Рождение Христа происходит ежемоментно внутри самого человека. - подводит нас Экхарт к человеку и добавляет, -
Итак, когда Бог делал человека. Он творил Свое творческое, Свое вечно сущее, присущее Ему дело. Оно было велико. Это была душа.

Не скрою представления Экхарта о Боге - дают обильную пищу и уму и душе.
Но один
его вывод о природе человеческой души - равной Богу не может не вызвать восхищения.

"Где кончается тварь, там начинается Бог. И Бог не желает от тебя ничего большего, как чтобы ты вышел из себя самого, поскольку ты тварь, и дал бы Богу быть в тебе Богом"  - Майстер Экхарт

Душа по Экхарту – это запредельная бездна, родившая все, в том числе и Бога, - вот тот шокирующий вывод, который так напугал многих его современников.

Вынужден на этом остановиться. Следующий раз поговорим о природе человека глазами Экхарта.

Tags: Экхарт, природа Бога
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments