Лишь правда над Вселенной царь. Г.Р. Державин

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Пятидесятники и христианская метафизика-4
brahman_50
Душа.jpg

Итак, продолжаем.

Сегодня я хотел бы обозначить свое отношение к идеям Экхарта и поговорить на эту тему с рациональной точки зрения, учитывающей знания, которые мы имеем в области естественных наук.

По Экхарту - Бог – это предельно общая сущность, которая есть в каждой частице Творения.

И поэтому у него нет каких-либо свойств, в том числе ни пространства, ни времени.  В этом состоянии он никак не проявляет Себя. Он равен Ничто, обладающему только  потенцией проявления. Это проявление происходит в акте разделения  Бога на 3 связанные сущности.

Подобно процессу, наблюдаемому в физике, когда из пустоты рождается электрон, позитрон и связывающий их в одно целое посредством электромагнитного взаимодействия фотон, Ничто рождает сущности, названные Богом Отцом,  Богом Сыном и Святым Духом.

Примерно так же выглядит и рождение видимого Творения. При этом, вполне может быть, что мы можем наблюдать в нашей части пространственно-временной Вселенной только эту одну часть этой троицы, а части соответствующие АнтиТворению и Духу могут быть в других пространственно-временных измерениях и не доступны Человеку.

Метафизический смысл Творения Человека из сущности Бога заключен в том, что Бог может созерцать себя только посредством разума Человека.

И соворение Человека Богом не случайно. Отсутствие созерцания – подвергает сомнению само существование Бога.
И этот отраженный, созерцающий себя Бог не может существовать нигде кроме как в Человеке.
А место, где Бог отражается в Человеке называется душой.

Душа каждого человека, есть его индивидуальный образ и внутренне неосознаваемое чувство и представление о мироздании, в котором он находится.

И также как каждый человек и через органы чувств или через непосредственные ощущения, связанные со всей Вселенной, так и его душа вбирает в себя целостный образ всего накопленного человеком опыта, и усвоенной культуры, и его представление о мире, устройстве Вселенной, и человеческом обществе, и чувства прекрасного или уродливого, чувство правды и неправды, справедливости и несправедливости, а также идеальные представления о том, каким должен быть мир и общество.

Очень удобно для представления целостной картины мира в душе человека использовать идею Бога, в том или ином представлении и религиозное мировоззрение.

Идея Бога позволяет кроме всего прочего формировать единые представления о мире и тем самым получать единодушие очень больших масс людей, что просто необходимо для формирования племен, народов и государств. Не даром ведь говорят например о «душе немецкого народа» или о «русской душе».

Если принять такое понимание души, то становится понятным, почему души разных людей сильно отличаются, почему, возникая в младенчестве, они растут и изменяются, и что нужно делать для духовного роста.

Обучение, освоение культуры, религиозные и духовные практики, для лучшего понимания и окружающего мира и людей, – вот наиболее известные инструменты духовного роста.

В то же время, чтобы душа человека оскудела – нужно поместить его в состояние нищеты и темноты, в смысле невежества и бескультурия.

И поэтому наиболее сильный способ повлиять на поведение людей связан с  воздействием на души людей, особенно с помощью невербальных средств – зрительных образов, музыки, ярких метафор и легче всего это сделать в детстве.

Именно к своей душе человек обращается, чтобы найти критерии для оценки и наблюдаемых событий внешнего мира и своих поступков и наметить свой жизненный путь.

И без души, в которой есть идеал, который человек любит и готов воплотить, невозможно творчество, невозможно развитие и исторический прогресс.

В этом отношении Человек, обладающий душой, неизбежно станет творить, изменять мир и поэтому станет Творцом, то есть равным Богу.

 Человек в отличие от животных получил в качестве своего отличительного признака, способность иметь в своем сознаниии - душе - целостный образ всего мироздания и благодаря этому у него появилась возможность не только реагировать на внешнюю среду подоно животным, но и действовать в историческуом времени, измеряемом десятками поколений и решать исторические задачи, изменять мир и свою душу.




  • 1
Всё как - то холодно и рационально у Вас. Слишком логично. А Бог - это Великая тайна, которая не доступна уму человека.
И ещё он добрый и любящий, он тёплый для меня.

Увы, мне остается позавидовать Вам. Так воспринимаю и уважаю иную точку зрения.

Дай Вам Бог найти свою дорогу к нему!

Вот вспомнил Лермонтова.

Я верю, обещаю верить,
Хоть сам того не испытал,
Что мог монах не лицемерить
И жить, как клятвой обещал;

Что поцелуи и улыбки
Людей коварны не всегда,
Что ближних малые ошибки
Они прощают иногда,
Что время лечит от страданья,

Что мир для счастья сотворен,
Что добродетель не названье
И жизнь поболее, чем сон!...
Но вере теплой опыт хладный
Противуречит каждый миг
,

И ум, как прежде безотрадный,
Желанной цели не достиг;
И сердце, полно сожалений,
Хранит в себе глубокий след
Умерших — но святых видений,

И тени чувств, каких уж нет;
Его ничто не испугает,
И то, что было б яд другим,
Его живит, его питает
Огнем язвительным своим.

Прекрасные стихи! Храни Вас Господь!

Не противоречит ли появление Бога из Ничто положению о вечности и неизменности Бога? Что-то это сильно напоминает Гегеля...

Если Вы обратили внимание, то у Экхарта - Бог скорее идея Творения. Его подход такой же как у Платона.
А Гегель, несомненно испытал влияние идей и Платона, и Экхарта.
Я же говорю о том что Бог - это скорее способ организации человеческих представлений о Мире в душе человека.

Если правильно понимаю, после физики уже Ваше понимание о душе? Если так, то что Вы думаете о духе?

Кстати, хорошие стихи!

Попытка ответить на Ваш вопрос о Духе: brahman-50.livejournal.com/12955.html

Понятие"Ничто" пришло к нам из отрицательного богословия. Очень это было модно в начале 20-го века. Это, например, Якоб Бёме с его средневековыми сочинениями.
У нас многие этим увлекались. Например, Малевич. Его "Чёрный квадрат" это не что иное, как попытка выразить это самое "Ничто". Он пытался создать новую религию.
Не больше и не меньше. У него есть труды. Даже скорее статьи, где он излагает свою концепцию. Просто это обычно мало кто читает, и ничего не знают о нём, как о философе.
Хорошо и довольно полно об этом явлении пишет Отец Сергий Булгаков в своей книге "Свет невечерний" в отделе первом БОЖЕСТВЕННОЕ НИЧТО..

Истина, помимо многого прочего, есть неискажённое отражение познаваемого в разуме познающего. И одним из необходимых условий такого неискажённого отражения является соизмеримость субъекта и объекта. В отношении неизмеримого Бога, мы неописуемо, несравненно малы и можем, соответственно, несравненно мало познать его. Насколько мы отличны и индивидуальны, настолько и разными будут эти собираемые о Нём крупинки-атомы мозаики, которая вся сможет уместиться на одной из граней единственной из песчинок всех планет всех галактик.
Но на то мы и люди, созданные по образу и подобию Творца, чтобы актом творчества уподобляться ему, и размышления о Нём - не исключение. Я в такой сфере, по моему скромному разумению, посоветовал бы всегда, в первую очередь, помнить о несоизмеримости масштабов, а во вторую - о его главном качестве-свойстве, о Любви. Когда меня "уносило" вместе с медитативной мыслью Экхарда, где он "ощупывал" свою, доступную ему, часть, как из притчи, хобота или хвоста, мне её - Любви, местами то и не хватало, а ведь это необходимое условие для сонастройки в таких вот "путешествиях". А ещё мы все с вами местечковы до безобразия, хотя этому и есть множество причин и об этом бы тоже, на мой взгляд, всегда не мешало бы помнить - http://gor-kazenas.livejournal.com/4780.html


Edited at 2016-03-03 16:55 (UTC)

С добрым утром, прекрасного настроения вам

  • 1
?

Log in

No account? Create an account