brahman_50 (brahman_50) wrote,
brahman_50
brahman_50

  • Mood:

Психология веры и секты - 1

Рада Михайловна Грановская.jpg

В силу семейного воспитания, уважаемый читатель этих строк, мне повезло вырасти в традиции  православного мироощущения и понимания, что верующий человек - это прежде всего человек высокой нравственности и совести, которая не только не позволяет сделать человека предметом каких-либо манипуляций  с целью наживы, но и требует к нему относится по братски.

Однако же, в силу того что большая часть мой жизни прошла в советские годы, мое миропонимание всё же опирается на научную картину и я не могу отнести себя к верующим людям. Скорее всего я человек светский.К религии и, в частности, к православию отношусь с почтением и интересом.

Наблюдая, за тем как стремительного распространяются в нашем пост советском обществе влияние агрессивных групп, считающих себя, христианами (веры евангельской или называющих себя как-то ещё ), которые используют методы психологической обработки и сетевого маркетинга для наращивания  своей численности и  получения коммерческого дохода задаешь себе вопрос – что же притягивает людей, как магнит в их сети ?

Какая сила отрывает  из обычной жизни и заставляет двигаться людей по орбите вокруг этих корыстных и цепких религиозных дельцов ?

Угрозу от деятельности таких квазирелигиозных групп в последнее время осознают и в Русской Православной Церкви и во власти. Потеря влияния традиционной церкви может обернуться масштабной бедой потери государственности и суверенитета. Пример у нас перед глазами. Кроме этого, всем очевидно, что религиозные секты имеют тесные связи с заграничными центрами влияния, что также не способствует  миру и спокойствию в нашем отечестве.

Однако, несмотря на слабые попытки обуздать их рост, секты пока наступают.

И это говорит, о том, что адекватного понимания этого явления, к сожалению, в нашем обществе нет.

Вспоминая свое отрочество и молодость, которые прошли с 60-х до 80-х годов я хорошо помню, что среди моих ровесников и среди старших верующих практически не было. Верующие были среди пожилых людей, которые сталкивались с вопросом о том, что произойдет после смерти.  И дело тут было , на мой взгляд, не в том, что верующих кто-то преследовал или запрещал.

Дело было в том, что молодому человеку в то время жизнь давала уверенность в том, что он имеет все возможности реализовать себя – и в труде – везде были нужны работники, и в развитии своих способностей – бесплатное высшее образование для всех, кто способен сдать экзамены, и в самореализации – существовала система продвижения трудолюбивых и талантливых людей и в науке, и народном хозяйстве, и в армии и так далее.

Тратить время на поиск смыслов в религии было не интересно, когда его можно было найти в жизни.

Сегодня мы видим совсем другую картину.

Религия стала важным элементом нашего общества.

Люди стали ходить в церковь и большинство стали считать себя верующими, разной степени воцерковленности.
Одновременно с этим стали быстро расти и сектантские организации. Главным образом за счет вовлечения молодежи. И это очень тревожно.

Сопоставление отношения к религии в советском и постсоветском обществе показывает, что сегодня церковь чувствует свою большую необходимость для людей и имеет большое влияние в обществе, в отличие от советских времен.

И я думаю, что нападки на героев советских времен, которые мы можем иногда наблюдать со стороны некоторых церковных деятелей, указывают на то, что они подспудно не хотят возврата советской эпохи именно потому, что хорошо понимают, что в этом случае их влияние будет гораздо слабее.

На днях мне на глаза попала замечательная книга.

Она называется - Психология веры ( 2004 ).  Её автор выдающийся советский психолог, доктор психологических наук, профессор СПбГУ – Рада Михайловна Грановская.
Для меня дилетанта в таких сложных вопросах как психология веры её авторитет безграничен, хотя она сама в предисловии, говоря о громадности рассматриваемой темы, сравнивает себя с муравьем, которому предстоит взобраться на Эверест.

 Тем более интересно, что о природе веры, написано с близкой мне научной точки зрения и, насколько я знаю, других подобных книг просто нет.

И поэтому, в поиске адекватного понимания природы религии и природы влияния сект я хотел бы посвятить внимательному чтению и обсуждению этой книги  несколько моих последующих заметок.
Tags: психология веры, секты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 10 comments