brahman_50 (brahman_50) wrote,
brahman_50
brahman_50

  • Mood:

Психология веры: Истоки индуизма

1а.jpg

Возвращаюсь к рассмотрению психологической роли религии. 
Резюмируя предыдущую заметку, отметим, что религия необходима человеку для построения в его сознании картины мироздания, восприятия и понимания мира в целом. При этом он может получить их в близкой его развитию и пониманию эмоционально окрашенной форме жизнеописания, деяний и заветов и притч её основателя, освящённой авторитетом подвижников и мудрецов, а также тысячелетним жизненным опытом  единоверцев и соплеменников.
Понятно, что без целостного восприятия жизнь человека, если и возможна, то чревата системными ошибками, которые, в конце концов, приведут к распылению, вырождению и гибели человеческого рода.
Постепенно человек пришёл к пониманию, что источник и творец всего мироздания един и на этом фундаменте был построен ряд мировых религиозных  систем, в каждой из которых есть свои сокровища духовного опыта и понимания природы человека.
Одна из самых первых и грандиозных религиозных  систем зародилась на территории  Индии не позднее середины III тысячелетия до нашей эры. В эти времена в долине Инда существовала высокоразвитая цивилизация, позднее названная археологами Хараппской. Она простиралась с юга на север на 1200 км - от устья и до верховьев Инда и Ганга. С запада на восток она простиралась  от Белуджистана до  – до Уттар Прадеш - на 1600 км.
Жители этого царства построили множество городов по единому плану, применяя обожженный кирпич. При этом дома были  многоэтажными.  Крупнейшими городами этой цивилизации были Хараппа и Мохенджо-Даро. В городах Хараппы во дворе практически каждого дома был оборудован колодец для питьевой воды, а на улицах были и общественные колодцы. В домах были устроены ванные комнаты с душем, туалеты. Вода из служб вытекала в уличную, а затем и в городскую канализацию. Это была самая первая и наиболее продуманная система канализации во всем древнем мире.
На каждой улице жилых кварталов городов имелись особые отстойники, в которые по канавам стекали нечистоты. Из этих отстойников грязная вода попадала в каналы, а по ним текла за пределы городов, в реку. Каналы были выложены обожженными кирпичами и перекрывались такими же кирпичами или каменными плитами, что обеспечивало не только ритуальную, то и физическую чистоту городов.
Подчеркну, что совершенно точно доказано, с помощью радиоуглеродного  метода,  что эта культура возникла задолго до прихода в Индостан кочевых племён ариев, появившихся только в 18 веке до нашей эры и была связана с местнвми племенами дравидов.

Хараппцы  вели торговлю  с Месопотамией, Центральной и Средней Азией, областями Юга Индии как морским, так и сухопутным путём.
Жители носили практически то же, что и индийцы времен завоевания Индии англичанами, а именно: сари и дхоти - широкие отрезы хлопкового полотна, которые несколько раз особым образом оборачиваются вокруг тела.

Высокого развития достигли ремесла, изобразительное искусство. В одном из слоёв Мохенджо-Даро, относящемуся к доарийскому времени, обнаружена глиняная игрушка  - модель  двухколесной повозки. Отметим, что повозки у арийских племен, по археологическим данным, появились не ранее II тысячелетия до нашей эры. Аналогичные повозки известны по всему Ближнему и Среднему Востоку исторического  времени и носят название «арба». Такие же повозки использовали хараппские торговцы в своих сухопутных поездках.

Жители Хараппы имели письменность иероглифического типа, писали на глиняных табличках справа налево. Она пока не расшифрована,
но большинство исследователей относят эту письменность  к  одному из протодравидийских языков.
Что касается верований хараппцев, то  к протоиндийской цивилизации, вероятно, восходят такие распространенные культы, как культ матери-богини, особо почитаемых индуизме в виде поклонения верховным богиням, культы священных растений, например, дерева ашваттхи, популярного и в буддизме и культы животных.

Носорог, очень часто встречающийся на хараппских печатях, мог быть прототипом однорогого вепря — аватары главного бога вишнуизма.
Крупнейший индийский религиовед и санскритолог Р. Н. Дандекар видит в хараппской религии истоки индуизма и характеризует ее как «протоиндуизм». Протоиндийские мифологические и космографические представления и соответствующая им иконографическая система в измененном виде вошли в более поздние религиозные учения - в индуизм, а также буддизм и джайнизм.

В Калибангане открыты остатки алтарей, а в Мохенджо-Даро — огромный бассейн, имевший, как полагают ученые, сакральное назначение. У индоариев в период их первоначального расселения отправление религиозных обрядов не было связано с сооружением крупных храмов. Они появились позднее  - в эпоху формирования Вед.
Несмотря на то,  что древняя цивилизация дравидов исчезла -  в религиях Индии чувствуется сильное влияние хараппцев. Особенно заметно её воздействие на такие учения  как йога и буддизм.

Хараппцы, как и современные индусы, верили в реинкарнацию. Об говорит  погребальный обряд, который хорошо известен по могильникам Хараппы и Лотхала. Погребения совершались в грунтовых ямах на кладбищах. Умершего сопровождали небольшим количеством инвентаря. В основном это была пища в керамической посуде.
Пища нужна была покойному лишь на тот небольшой срок, пока душа не освоится в новом для себя мире и не найдёт новое тело.
В хараппской цивилизации царские дворцы в цитаделях древнеиндийских городов относительно невелики и совсем нет роскошных царских погребений, все умершие хоронились одинаково. По видимому,  хараппцы не придавали большого значения роскоши.
Это может говорить о том, что они верили в реинкарнацию, когда могила была лишь местом краткосрочного обитания души близ тела.
Вера в реинкарнацию имеет одно очень важное следствие. Зачем собирать сокровища, копить золото, серебро и предметы роскоши, если через какое-то время человек переселится в иное тело, а собранные им богатства достанутся потомкам того, в чьем теле он был раньше? Жизнь для человека, который верит в реинкарнацию, не ограничивается пребыванием в одном теле. Она длится многие тысячи лет, поэтому все нынешние и будущие сокровища для человека - мимолетные увлечения души, не представляющие настоящей ценности.

В индуизме человек перевоплощается множество раз из одного тела в другое, пока не очистится от страданий, привязанностей и телесных
страсей и сможет достичь  некоего идеального душевного состояния – нирваны, в котором  он будет пребывать в мире блага и света в числе других чистых божественных душ и будет причислен к сонму богов.

Достаточно часто археологи находят в долине Инда парные погребения. Скорее всего, это говорит о том, что уже в хараппское время в Индии был распространен обычай ритуального самоубийства жен после смерти мужей. Этот обычай - сати - существует в Индии до сих пор, несмотря на то, что он уже более 100 лет запрещён законодательно.

В отличие от европейцев, для индийца смерть не является страшным роковым порогом, а всего лишь границей, за которой следует новая жизнь. Поэтому возлюбленные, умерев вместе, могли вселиться в тела ровесников, а значит, всего через 15-20 лет получали шанс снова стать супругами.


Много интересного о религии древних индийцев могут рассказать изображения на печатях. Очень частый мотив таких изображений - деревья, рядом с которыми находится бог. В современной Индии есть особые деревья, почитаемые как жилища различных богов или же как их воплощения. Судя по изображениям на других печатях, древнейшие жители долины Инда поклонялись огню и воде. На других печатях изображения похожи на более поздние буддийские и йогические изображения. Такое сходство говорит о том, что в хараппской цивилизации большое значение придавалось личному самосовершенствованию и медитации.
Верования хараппцев настолько близки к представлениям индуизма, что зачастую создается впечатление, что арии практически полностью восприняли религию побеждённых ими народов.

В Индии общественное социальное начало традиционно главенствует над индивидуальным, а всякие попытки человека проявлять себя как личность в той или иной степени порицаются.

В основе религиозной философии индуизма лежит понятие о долге как о том, что должен делать человек в соответствии с правилами той касты и той социальной группы, в которой он родился. Выход из этого социального слоя, прекращение исполнения своих обязанностей был один - честным трудом получить право на рождение в новой жизни в иных, лучших условиях. Неслучайно, что самый совершенный из людей, Сиддхартха Гаутама - Будда - родился в царской семье.
Были ли и в хараппское время подобные представления о долге как об основе религиозности?
Весьма возможно, ведь только население одного Мохенджо-Даро превышало 50 тысяч человек. Для того чтобы контролировать жизнедеятельность такого огромного по тем временам города, было необходимо учение, способное сплотить народ.
Одним из путей ведущих к освобождению от колеса воплощений является система  йогических практик.  Известно изображение божества, сидящего на низкой подставке в йогической позе. На голове божества два рога, между ними дерево. Окружают его тигр, носорог, зебу, слон. Мы не знаем, как именно называли этого бога хараппцы, однако протоиндийский бог, который сидит в йогической позе в окружении зверей, ассоциируется у ученых с Шивой-Пашупати - покровителем скота и властелином природы, а также Шивой - владыкой йогинов и аскетов. Поэтому исследователи часто называют бога хараппцев прото-Шивой.
Есть изображение, на котором голова прото-Шивы имеет два выступа - это еще два лика божества. В индуизме Шиву также изображали многоликим.

Примечательны животные, которые окружают хараппское божество. Любопытно, что в йоге есть множество асан (поз), которые копируют поведение тех или иных диких и домашних животных. Символом Шивы, известным в классическую эпоху, был бык Нандин. А вот спутником его супруги был тигр.
Не исключено, что некоторые печати изображают супругу прото-Шивы: иногда это смиренная властительница, иногда - свирепая «рогатая» богиня. Встречается также сюжет, который, по всей вероятности, передает некую неарийскую легенду. «Рогатая» богиня стоит среди ветвей священного дерева, а перед ней на коленях - другое божество с рогами; у обоих длинные косы, на руках браслеты. У коленопреклоненного божества на голове заметен выступ, напоминающий цветущую ветку.
Культ женских божеств в Индии, как в древности, так и в наше время, очень распространен. Отметим, что в архаических земледельческих культурах женское божество играло главную роль. Великая богиня ассоциировалась с идеей плодородия. Древние земледельцы считали, что земля родит и взращивает подобно женщине. Великая богиня также считалась матерью всего сущего. Она даровала жизнь и отнимала ее, когда приходил срок. Археологи нашли в долине Инда множество глиняных статуэток, изображающих обнаженных или почти обнаженных женщин в причудливых головных уборах и с ожерельями на шее. Видимо, в них запечатлены разные образы богини-матери.
Сложно сказать, когда мужские божества в Индии стали играть главенствующую роль - после прихода ариев, для которых земледелие значило меньше, чем скотоводство, или же раньше, поскольку невозможно достоверно судить о том, насколько зависели от земледелия хараппцы.

Однако помимо бога-йогина, образ которого напоминает Шиву, можно назвать еще одно мужское божество, культ которого, по-видимому, был распространен в Индии еще в доарийские времена. Это бог Кришна.

Почему же исследователи считают Кришну хараппским божеством? Дело в том, что его имя переводится как «черный». Индуисты изображают его с кожей фиолетового цвета. Как известно, темная кожа была у дравидов. Скорее всего, арии заимствовали культ Кришны у хараппцев и стали поклоняться ему как богу экстаза.

Большая загадка таится в причинах, которые привели к исчезновению и забвению этой великой цивилизации. Приведу мнение наших учёных из МГУ Владимира Ларионова и Надежды Дубовой, которые считают, что главной причиной падения любой цивилизации и ухода с исторической сцены народов является религиозный надлом, который происходит на пике материального достатка.
- Мне очень близка мысль, - народ возникает в лоне одной духовной культуры, развивается в лоне этой культуры и жить в лоне другой религиозной культуры или творить другую культуру, меняя свои религиозные основания, он не может. Он, конечно, безусловно погибает.
Загадка Хараппской цивилизации, причина её исчезновения – это не просто досужий, даже научный интерес. Это тема, над которой стоит поразмыслить и современному человечеству.
Духовный надлом, прежде всего элиты, неминуемо ведёт к деградации культуры.

И элита уже не принадлежит данной цивилизации, а низы ещё по инерции могут сохранять это наследие, не понимая его сущности.  Такая культура  и такая цивилизация неминуемо придут к гибели.  ( см. видео с  55 минуты)


Литература:
1.      Хараппа - древнейшая цивилизация// http://secrethistory.su/1065-harappa-drevneyshaya-civilizaciya.html#sel=161:1,179:45
2.      Бонгард-Левин Г. М.Древнеиндийская цивилизация. 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993.—320 с.: ил. ISBN 5-02-017592-
Tags: индуизм, психология веры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment