brahman_50 (brahman_50) wrote,
brahman_50
brahman_50

  • Mood:

Психология веры. Арии и кастовая система в Индии.

Неприкасаемые.jpg

Несколько дней назад встретил институтского однокашника, который бывает  в Индии. Российская компания, где он работает, помогает индийцам строить АЭС. Разговорились. Я начал его расспрашивать о его впечатлениях от Индии, надеясь услышать восторженные слова о древней культуре, добрых людях и вообще ‒ об экзотических обычаях, памятниках и тому подобном.

Но Слава, ‒ так зовут моего друга, ‒ сказал, что он не очень любит бывать в Индии.Причина, в том, что там примерно 200 миллионов людей, говоря по нашему, ‒ «бомжей» и ежедневно видеть людей в таком состоянии – мало приятного.
Он имел в виду конечно - не наших «бомжей», попавших на социальное дно в силу сочетания собственной слабости и житейских сложностей, а людей, место которых на этом дне задано фактом рождения и откуда нет выхода ни им, ни их потомкам.

Речь идет о неприкасаемых, существующих благодаря кастовой системе в Индии.
Они тысячелетиями выполняют самую грязную работу, их прикосновение и даже тень оскверняют представителей иных каст.
Появление кастовой системы в древней Индии связывают с приходом в Индию северных племен, ранее именуемых арийцами («арья» с санскрита переводится как «благородный») примерно во II тысячелетии до н.э.
Несмотря на то, что в долине Инда в это время существовала высокоразвитая цивилизация, названная Хараппской, арийцы покорили местные племена.

Арийцы принесли с собой новую веру, на основе Вед, И ещё одно новшество — кастовую систему. Арийцы поместили потомков покоренных племен в разряд вне каст. Поздравляем, вы в низшей касте – и на веки веков !
Возникновение каст среди людей потребовало божественного объяснения.
Касты, конечно, появились ради процветания миров по замыслу Ману.
Ману - это имя по Ведам прародитель всего живого на Земле. Но такое имя носило несколько богов.
Самый первый Ману Сваямбху ("самосущий") произошел непосредственно от Брахмы и считается создателем древнего сборника законов — Манавадхармашастра, они же "Законы Ману". Историки считают, что они сложились между II в. до н. э. — II в. н. э.
В «Законах Ману» так описано, как Брахма создал людей:

А ради процветания миров он создал из своих уст, рук, бедер и ступней [соответственно] брахмана, кшатрия, вайшия и шудру». (Ману, 1, 31).

Дхарма (от слова "дхар" — "поддерживать") ‒ слово, имеющее в санскрите множество значений (нравственный долг, призвание, предназначение, закон, добродетель, справедливость, благочестие, установление).
Дхарма ‒ это правила добродетельного поведения человека, соответствующее его кастовой принадлежности
Почему для процветания миров потребовалось создать сразу четыре типа людей  ‒ в священных текстах нет ни слова.

На практике в Древней Индии люди сначала делились на тех, кто принадлежал по праву рождения к кастам и тех, кто был вне каст. Кастовым было запрещено общаться с внекастовыми. Поэтому их выселяли на окраины городов и деревень и они занимались нечистыми ремеслами. От них произошли неприкасаемые и парии.

Обо что же не хотят пачкать свои руки представители остальных чистых каст ? Сапожники, прачки, уборщики трупов животных, они же кожевники, работники канализационной службы, рыбаки, мясники, проститутки, хиджры. Все они испокон веков следуют правилам, навязанным им обществом: не входят в определенные помещения, пользуются собственной посудой в местах общественного питания, не имеют права исполнять многие религиозные обряды, например жениться верхом на лошади, как это бывает у остальных индусов.

Неприкасаемые составляют 17% от всего населения Индии, что по примерным подсчетам составляет 213 млн человек, а это почти в два раза больше всего населения России.

Следующая снизу ступенька в кастовой систем принадлежит низшей касте – шудрам. Они предназначены служить высшим кастам, не имеют права на богатство, власть и участие в ритуалах.
В итоге почти в каждой обеспеченной индийской семье работают двое-трое слуг, которые выполняют все домашние поручения. В месяц слуга получает около 2000 рупий, то есть примерно 1200 руб. Служить начинают с самого раннего возраста. Часто можно видеть семилетних детей-слуг, присматривающих за младшими детьми семьи.

Неприкасаемые и шудры не имеют доступа к ритуалу и им закрыт путь к религиозному спасению и слиянию с Брахмой. Им запрещено вступать в брак с представителями высших каст.

Члены трех высших каст вайшьев, кшатриев и брахманов считаются дважды рожденными, поскольку мальчики под руководством гуру приобщаются к священным текстам Вед и проходят обряд инициации, который считают вторым, духовным рождением. У брахманов он проходит на седьмом году жизни, у кшатриев ‒ на десятом, у вайшьи – на одиннадцатом. При инициации, обрезают волосы, надевают священный шнур и дают новое имя. Внешне люди разных касты различаются шнуром, одеждой и тростью.

Особенно подробно расписан жизненный путь брахмана.
Первая стадия до 7 лет в доме родителей, с 7 до 20 обучение под руководством наставника – гуру, заучивание Вед и правил поведения. Третья стадия с 20 до 50 лет – брак, семейная  жизнь, ведение домашнего хозяйства, пока не увидит внуков, морщины и седину у себя. После этого ему следовало отправиться в лес, где он мог сосредоточиться на заботах о собственной душе. На этой стадии он считался мертвым для мира и даже проводилась гражданские похороны и он получал название саньясина. Он вновь много дет обучался у наставника и вел аскетическую жизнь. После чего наставник делал последнее посвящение. На этой стадии брахман должен был странствовать один, без товарищей в молчании, проводил время в молитвах, размышлениях достигая состояния мокши – освобождения от бесконечных циклов возрождения.

    Борьба за упразднение кастовой системы казалось бы нашла отражение в индийской конституции, после освобождения Индии. Был создан поделенный список каст, права которых ранее ущемлялись, и для представителей этих каст были установлены квоты на вакансии на государственной службе, в высших учебных заведениях.
Назвать неприкасаемого неприкасаемым теперь преступление, наказуемое законом. Нарушителю грозит штраф и тюремное заключение.
    Однако, по факту и касты, и неприкасаемые в Индии никуда не делись, как и религия, которая обосновала существовваание кастовой системы..

Tags: касты в Индии, неприкасаемые
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments