brahman_50 (brahman_50) wrote,
brahman_50
brahman_50

  • Mood:

Патриотизм и Красная метафизика

1321870807.jpg

На последней встрече дискуссионного клуба "СВ-Томск" обсуждали природу патриотизма.
Для начала приведу цитаты известных людей о патриотизме, чтобы показать, что эта тема явно не однозначна.:

«У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма»
Владимир Путин, Президент Российской Федерации.3 февраля 2016 года.

Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение, отечество не было только географическим и этнографическим термином — оно быловотчиной особого бога, который сам, по всей вероятности, был более или менее отдаленной трансформацией умершего родоначальника.

Таким образом, служба родине была деятельным богослужением, и патриотизм совпадал с благочестием.
Не культ зависел от родины, а родина, как таковая, создавалась культом: отечество было землей отцовских богов, и потому беглецы, уносившие с собой этих богов, через них основывали новое отечество. Забирать к себе чужих богов было самым прочным средством для завоевания чужих земель, как это и делалось римлянами.


В передовой европейской стране — Франции — патриотизм для большинства нации заменил собой религию. Первоначально отечество было священно как вотчина своего, настоящего бога; теперь оно само признается чем-то абсолютным, становится единственным или, по крайней мере, самым высшим предметом поклонения и служения.

Такое идолопоклонство относительно своего народа, будучи связано с фактической враждой к чужим, тем самым обречено на неизбежную гибель.

В историческом процессе все более и более обнаруживается действие сил, объединяющих человечество, так что исключительное национальное обособление становится физической невозможностью. Повсюду сознание и жизнь приготавливаются к усвоению новой, истинной идеи патриотизма, выводимой из сущности христианского начала: «в силу естественной любви и нравственных обязанностей к своему отечеству полагать его интерес и достоинство главным образом в тех высших благах, которые не разделяют, а соединяют людей и народы
».

Владимир Соловьев, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, Санкт-Петербург, 1890-1907.

- Если американец желает предпочтительного пред всеми другими народами величия и благоденствия Америки, и точно того же желает англичанин, и того же желает русский, и турок, и голландец, и абиссинец, и гражданин Венецуэлы и Трансвааля, и армянин, и поляк, и чех, и все они убеждены, что эти желания не только не надо скрывать и подавлять, но что этими желаниями можно гордиться и должно развивать их в себе и других, и если величие и благоденствие одной страны или народа не может быть приобретено иначе, как в ущерб другой или иногда и многих других стран и народов, то как же не быть войне.

- И потому для того, чтобы не было войны, нужно не читать проповеди и молиться богу о том, чтобы был мир, не уговаривать Еnglish speaking nations (нации, говорящие по-английски) быть в дружбе между собою, чтобы властвовать над другими народами, не составлять двойственный и тройственный союзы друг против друга, не женить принцев на принцессах других народов, а нужно уничтожить то, что производит войну. Производит же войну желание исключительного блага своему народу, то, что называется патриотизмом. А потому для того, чтобы уничтожить войну, надо уничтожить патриотизм. А чтобы уничтожить патриотизм, надо прежде всего убедиться, что он зло, и вот это-то и трудно сделать.


- Мне несколько раз уже приходилось писать о патриотизме, о полной несовместимости его с учением не только Христа, в его идеальном смысле, но и с самыми низшими требованиями нравственности христианского общества, и всякий раз на мои доводы мне отвечали или молчанием, или высокомерным указанием на то, что высказываемые мною мысли суть утопические выражения мистицизма, анархизма и космополитизма.
Лев Толстой, Патриотизм или Мир? Москва. 5 января 1896.
- Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы ее трудящиеся массы (т. е. 9/10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов. Нам больнее всего видеть и чувствовать, каким насилиям, гнету и издевательствам подвергают нашу прекрасную родину царские палачи, дворяне и капиталисты. Мы гордимся тем, что эти насилия вызывали отпор из нашей среды, из среды великорусов, что эта среда выдвинула Радищева, декабристов, революционеров-разночинцев 70-х годов, что великорусский рабочий класс создал в 1905 году могучую революционную партию масс, что великорусский мужик начал в то же время становиться демократом, начал свергать попа и помещика.
...для революции пролетариата необходимо длительное воспитание рабочих в духе полнейшего национального равенства и братства. Следовательно, с точки зрения интересов именно великорусского пролетариата, необходимо длительное воспитание масс в смысле самого решительного, последовательного, смелого, революционного отстаивания полного равноправия и права самоопределения всех угнетенных великороссами наций. Интерес (не по-холопски понятой) национальной гордости великороссов совпадает с социалистическим интересом великорусских (и всех иных) пролетариев. Нашим образцом останется Маркс, который, прожив десятилетия в Англии, стал наполовину англичанином и требовал свободы и национальной независимости Ирландии в интересах социалистического движения английских рабочих.

В.И. Ленин О национальной гордости великороссов, 12 декабря 1914 г.

В этих разных оценках чувства патриотизма можно увидеть, что наполнение содержания патриотизма зависит от мировоззренческих ценностей.

Для Толстого патриотизм - зло, сеющее рознь между людьми.
Для Соловьева - исторически отживающее чувство в свете христианского единства всех людей.
Для Ленина - высшей ценностью является революционное освобождение всех трудящихся, независимо от национальности, а патриотизм - это инструмент господствующего класса, эксплуатирующего любовь народа к Родине для оправдания империалистической войны.

Задача освобождения трудящихся от отчуждения их от человеческой сущности в современном обществе актуальна не менее чем и сто лет назад, когда  писал эти строки Ленин.

Мы можем понять место патриотизма в системе ценностей человека, только если мы определим для себя иерархию ценностей. В разных мировоззренческих системах, таких как христианство, коммунизм или фашизм система ценостей значительно, иногда диаметрально отличается.
Отсюда вытекает и разное наполнение чурства патриотизма у коммунистов и, например, у фашистов,

Если мы признаем, что историческая цель освобождения Человека от отчуждения в рамках нового исторического проекта имеет высший приоритет, то можно будет и разобраться и с тем для чего, и какой нужен патриотизм.

Вслед за С.Е. Кургиняном, будем исходить из интуитивного представления о том, что  предельным диалектическим противоречием задающим динамику развития мира является противоречие между силами образования, оформления и усложнения  материи и силами разрушения, хаотизации и уничтожения всех форм.
То что это противоречие имманнтно - можно почувствовать на всех уровнях мироздания.

А конкретное проявление действия сил хаоса и разрушения в условиях, когда созидание было остановлено можно посмотреть на фотографиях выставки "Двадцать лет без СССР".

 Это противоречие с одной стороны определяет вектор развития, усложнения и организации всех форм материи от физического уровня, через биологический, психологический, заданный возникновением сознания, социальный к  глобально исторической и, вероятно в будущем, вселенской роли человека, объединеного в сознательное человечество в условиях противодействия мощным силам хаоса и разрушения всех форм.

И миссия Человека в этой вечной борьбе двух начал - творить и созидать жизнь во всех её проявлениях как единственный способ не только быть Человеком, противостоять хаосу, но и у расширять сферу жизни сначала в пределах Земли, а затем и во Вселенной.

Приняв такой взгляд на мир мы поймем почему необходимо утверждать гуманизм, развитие и пробуждение творческих сил каждого и защищать очаги жизни, будь то семья, народ, культура или отечество или человечество в целом.

Без этого совокупные силы человечества, которые должны служить миссии утверждения жизни и умепньшения смерти будут уходить на бесплодную войну всех со всеми, результатом которой будет наступление хаоса и смерти.
Tags: красная метафизика, патриотизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments