brahman_50 (brahman_50) wrote,
brahman_50
brahman_50

  • Mood:

Как Гитлер помог США стать мировым гегемоном

2 сентября  - мир отмечал 70 лет  со дня победы над Японией и окончания Второй мировой войны. А за день до этого 1 сентября - промелькнула некруглая историческая дата – 76 лет с начала Второй мировой войны
В этот момент глава известного американского аналитического  центра Statfor  Джон Фридман - оказался на границе Баварии и Австрии, недалеко от  дома Гитлера в местечке Бергхоф. В том месте, где  Гитлер вынашивал  планы  перед  началом войны.

Что же Гитлер и война, им развязанная, реально изменили в мире ?  

Вот какие мысли пришли в голову господину Фридману.
 «Чтобы найти ответ на этот вопрос мы должны отстраниться от того зла, которое он причинил и которое не имеет оправдания.
Однако мы не можем не признать, что его наследием  для мира является «понимание, того что цивилизация это тонкий слой над бездной звериной жестокости человека и, хотя мы не должны  учиться этому у Гитлера мы, должны всегда чувствовать,  что находится под этой поверхностью», -  пишет Фридман.
От себя подчеркнем, что это в первую очередь касается европейской и западной цивилизации и западного человека.
Цена для Европы.
«Первое последствие войны состоит в разрушении  европейской  гегемонии над большей частью мира. Спустя 15 лет после войны Британия, Франция, Бельгия и Нидерланды потеряли свои империи. Горстка европейских государств доминировали в мире.  К концу войны они потеряли волю, энергию и средства для поддержания  своей  власти. После нерешительных и обреченных на неудачу попыток сопротивляться эти страны  с готовностью  стали участвовать  в ликвидации того, что, как они считали, принадлежит  им по праву  рождения.
Мир изменился, но не в результате  сопротивления мира Европейской гегемонии, а скорее – результатом европейского исчерпания. Поле войны Европа столкнулась с задачей перестройки  своих институтов. Амбиция править  миром была исчерпана. Однако самое печальное было то, что  она утратила и все остальные амбиции кроме желания комфорта.
Воля к доминированию, явленная в экстремальной форме Гитлером,  охладила европейскую кровь. Потеря всяких трансцендентных амбиций остудила  её. Европа потеряла свою безрассудность, и стала чрезмерно  осторожной, что  сделало  трудным для  Европы выработку своего мнения по большим и малым вопросам.
Мир, конечно,  стал лучше без необдуманной безрассудности Гитлера. Он, вероятно, стал бы лучше и без британского или французского империализма, хотя когда мы глядим  на то, что осталось после них мы задаёмся вопросом, а стоило ли разрушение империй, тех  разрушений которые  пришли в пост имперский  мир.
Гитлер, очевидно, не хотел этого результата. Я [ г. Фридман] думаю, что он был искренним когда сказал, что он оставил бы Британскую империю невредимой, с её военным флотом, при условии, что Британия признает  Германское доминирование на Европейском континенте. Он хотел мира с Британией, для того чтобы он мог сокрушить СССР. Но Британия могла бы принять такой ход событий, только если бы она доверяла обещаниям Гитлера.  Но Британия не могла делать ставку на честность и слово Гитлера. В итоге  последующих событий Гитлер пришел к самоубийству  в Берлине, а Британия стала руководить диссоциацией  её собственной империи – единственная вещь, которая могла быть отвратительна как Черчиллю, так и Гитлеру.
Есть ещё одна обстоятельство, которым Европа обязана Гитлер  - это потеря  метафизической чувствительности.
Потрясающе, до какой степени христианская Европа отказалась от христианства в пользу отрицания всякой религии.  На карте показана доля населения в различных европейских странах, которая еженедельно посещает религиозные  храмы. Снижение посещаемости церквей является внешним признаком, который отражает  более глубокие  уровни  мышления и смыслов. 
Конечно,  Гитлер не был тем, кто уничтожил европейскую метафизическую чувствительность.

Различными путями она  уничтожила  себя изнутри с помощью радикального  скептицизмома, унаследованным из эпохи  Просвещения, и который был обращен  на саму себя.  Но Гитлер нанес  смертельный удар по метафизике, используя такие фигуры, как Фридрих Ницше и Рихард Вагнер,  для достижения собственных политических целей, и делегитимизировав  тем самым не только их, но и традицию, из которой они возникли.
Скитания  Гитлера  в метафизических вопросах, привели к тому, что занятие метафизикой  стало не только  не  респектабельным занятием ,но и реально подозрительным. Существует поговорка, которую я когда-то  слышал: "Немецкие философы идут глубже, остаются на этой глубине дольше и появляются  оттуда грязнее, чем кто-либо другой."  Я не знаю, насколько это соответствует правде о философах, но Гитлер,  не будучи  философом, конечно, сделал это. И это стоило Европе  утратой этой метафизической   драгоценности в её интеллектуальном  наследии.
Говорят, что Наполеон назвал Англию  нацией  лавочников. Он, очевидно, имел в виду оскорбление, считая лавочников людьми  ограниченного  воображения, амбиций  и ума.  Есть некоторая правда в этой поговорке, хотя Джордж Оруэлл был в ярости от опошления  достижений Англии. В той степени,  в которой англичане с подозрением относились к  французской  и, особенно, к немецкой философии, Наполеон был прав. Но, если он был прав, то Гитлер сделал нечто экстраординарное: он сделал все Европейские нации  нациями лавочников.
После войны, навязчивой идеей европейцев было жить. И было  необходимо обеспечивать  проживание.  Слова  Наполеона были о том, что относится больше к жизни, чем  просто к,  зарабатыванию на жизнь. То, чего достиг Гитлер - ужаснуло бы его: лавочники правят Европой.  Европа одержима обеспечением комфортной жизни и подозрением  к  глубокой    мыслительной деятельности.  Понятно откуда возникло это отношение, но намерения возвращаться  обратно нет.  Самые лучшие умы Европы заняты бизнес администрированием.  Крушение Европейского поезда, которое сделал Гитлер, породило отрицательное отношение  не только  к христианству, но и ко всем попыткам воссоздать глубину европейской культуры.

Сила США
Конечно во всем этом, пожалуй, самое главное, что сделал Гитлер, это  спустил с поводка  Соединенные Штаты, страну, где зарабатывать на жизнь является определением самой  жизни. Гитлер считал, что его поражение означало торжество большевизма. На самом деле оно означало триумф Соединенных Штатов и его культуры, которая распространилась в Западной Европе через оккупацию, а в страны советского блока через подражание.
Соединенные Штаты переформатировали европейскую культуру. Как я [ г. Фридман]  уже писал это была не культура Coca-Cola, а компьютер, который стал переносчиком американской культуры. Компьютер не мог ничего сделать с метафизикой или с истиной или с красотой.  Компьютер просто  делал некоторые  вещи, сделанными, и выполняя это лигитимизировал свое существование. Компьютер доминировал над  миром - и  Европой – и с ним пришел способ  мышления, содержащийся в программировании, который  так радикально  отличался от того, что составляло европейскую  культуру, почти как с другой планеты. Конечно, европейцы помогли найти культуру, но они завещали её наследнику - США.
Как это ни парадоксально, Соединенные Штаты остаются самой религиозной стран, с высоким уровнем посещения церкви.  Религиозность и инструментальное  мышление оказались  совместимы в Соединенных Штатах -  над этим стоит  задуматься.
Гитлер уважал Иосифа Сталина. Он понял его как радикального идеолога, который был готов убить. У Гитлера  было мало уважения к США. Он понимал, Сталина, но он не мог постичь Рузвельта.
И, здесь, глядя в сторону Берхтесгаден, я должен напомнить, что именно 7-й пехотный полк Третьей дивизии, армии США, захватил город и дом Гитлера. Американцы занимали этот дом  до 1995, используя его для военных целей.
Самая главная вещь, которой  добился  Гитлер, и последняя, которую  он ожидал – это то, что  Гитлер затащил  американцев в самом сердце Европы и оставили европейцев с крайне   уязвимым  для возникновения нового и довольно странного  способа  мышления, о том , что нация, которая состоит в основном из лавочников, может что-то производить.  Гитлер уничтожил дамбу, которую Европа, построила  вокруг себя. Он нанес вред всей Европе, включая  Советский Союз. Но он  не  мог понять необходимость разрушения американцев. И поэтому, в конце концов, они восстановили Берхтесгаден, и я сижу здесь, глядя на него.
Гитлера будут помнить не только за большое зло, которое он причинил, но также  за то, что более важно,  что каким-то образом, почти все последствия его войны были неожиданными."
Вот такие размышления.
Нельзя не согласиться с мыслью о том, что метафизика является стержнем, вокруг которого и можно построить крепкий цивилизационный каркас. Вопрос только в том, какая метафизика и какая религиозность скрепляют США и почему они приводят к разрушительным последствиям даже для самых близких союзников, каким для США является Европа.
Попробуем  подумать об этом.

Tags: Гитлер, Метафизика, США
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 11 comments