brahman_50 (brahman_50) wrote,
brahman_50
brahman_50

  • Mood:

О происхождении души

posmertnoe-suwestvovanie-ariev.png

Итак, Человек сталкиваясь со смертью родных, гибелью  товарищей, осознав, что и он тоже умрет, волей неволей стал думать, как относиться к этому фактору смерти и что ему можно противопоставить.
    
          Первый шаг сделали в глубокой древности.
    
          Люди очень давно пришли к мысли, что человек имеет не только телесную форму, которая стареет и умирает, но и некоего  нематериального двойника, покидающего тело после смерти, чтобы продолжить свое существование.  Его назвали  душой.


Подтверждением того, что душа способна отделяться от тела, а потом возвращаться в него были сновидения, в которых человек мог путешествовать и жить другой жизнью.  Когда душа возвращалась в тело - человек просыпался.


          В древности считали, что если душа совсем покидает тело, то человек умирает, тело его истлевает, но его душа укрывается в скелете, черепе и костях.    В основе почитания верующими мощей святых лежит это представление. Египтяне бальзамировали мертвых, чтобы у души было её телесное жилище. Считали, что душа мертвеца бродит  среди  родных пока его не положат в могилу, где она обретает постоянное пристанище.
На этом представлении основан обычай, подбирать тела воинов, павших на поле битвы и хоронить их, вместо того, чтобы оставлять их без погребения.


          Считалось, что Души мертвых имеют сильное влияние на все явления природы: могут посылать болезни и исцелять, давать урожай или голод, они являются к соплеменникам во сне, дают советы и защищают их от мертвых и живых врагов. И чтобы добыть себе могущественного духа дикари могли убить человека,  за его выдающиеся способности.

В средние века, чтобы иметь могущественного защитника города должны были владеть могилой или костями какого-нибудь святого.  Именно для защиты от султана и папы в Венецию были перевезены останки св. Марка из Александрии.
           Первобытные люди верили, что души продолжают жить и они нуждаются в необходимых для жизни вещах – чтобы они могли насытиться и утолить жажду. Отсюда обычай приносит пищу и  делать возлияния  на могиле. Они также считали, что души  предков живут, пока сохраняется память о покойниках, даже тех, имена которых не сохранились.
          В воображении первобытных людей душой были наделены животные, растения, а также земля, солнце, звезды и даже вселенная.
          Священный ужас, внушаемый постоянным присутствием душ мертвых, привел к мысли определить место для пребывания, беспокоивших их душ мертвых.  Это место вынесли подальше на край земли и обставили с наибольшим комфортом, всеми радостями и удовольствиями, которые можно придумать, чтобы у душ не было желания его покидать.
        У разных народов оно называлось по-разному – Олимп, земля обетованная, Гадес, Елисейские поля, Валгалла.

        Позднее это место стало надеждой на счастливое продолжение земной жизни. Сначала загробный рай был открыт для всех членов племени, независимо от заслуг и прегрешений. Он был не наградой, а правом. По мере укрепления веры в загробное обиталище люди стали помогать душе,  разлучиться с телом. Вместо похорон трупа, его стали сжигать.

       В патриархальной семье всё  и труд, и отдых, и изобилие, и нужда - было общим и делилось между её членами.
       В условиях распада патриархата и укрепления нового общественного строя, основанного на индивидуальной собственности и на производстве товаров  всеобщим законом стало: каждый сам за себя. Никто ни с кем не будет делиться своими доходами и никто не поможет ему, когда постигнет неудача.
      Несправедливость, от которой страдали бедные и неустойчивость положения богатых, вызвали потребность найти им возмещение, чтобы новый общественный строй стал терпим.
      И так как невозможно было найти его на земле его перенесли в загробную жизнь, где будет царить справедливость и равенство.
      Вновь укрепилась вера, что человек имеет душу, которая переживет его.

      Блаженство загробной жизни стало неоценимым благом.

Софокл писал «О трижды счастливы те смертные, которые после созерцания священных церемоний элевсинских таинств сойдут в Гадес, ибо для них возможна загробная жизнь; другим суждены лишь страдания».

    В следующий раз рассмотрим,  каким образом христианство и другие религии  ответили на вызов смерти.

Tags: духовная жажда
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments